Что делать, чтобы солдат целым и невредимым вернулся со службы? У разных народов России есть свои советы на этот случай. Оставить недоделанное дело, сломать веточку на память, выходить из дома спиной вперед — "НацАкцент" подготовил подборку традиций для проводов в армию.
Вот что советует сделать современная хакасская шаманка тем, кому пришла повестка: мужчина должен отпить воды из бутылки и пообещать приехать и допить. Бутылку эту рекомендуют бережно хранить и никому не трогать. Ещё новобранцу предлагается занять у кого-нибудь деньги и пообещать отдать по возвращению.
Когда рекрут уже уезжает, из квартиры советуют выходить спиной вперед, а в деревне — идти так из двери дома до самых ворот и даже через них. Подобный обычай есть и у удмуртов: уходящего в армию парня выводят лицом к дому — чтобы вернулся.
В русских деревнях была традиция прямо противоречащая существующему суеверию о том, что возвращаться — плохая примета. При выезде из селения солдат вдруг объявлял, что он забыл платок, рукавицу или шапку и возвращался за ними в дом пешком.
В Костромской области до середины прошлого века бытовал обычай: после того, как все выйдут из дома и родители благословят уходящего на службу, рекрут снова возвращался внутрь, брал шапку и выходил обратно.
В некоторых селениях уходившие на службу делали заломинки — ломали верхушку сосенки или березки. Пока солдат был на службе, близкие ходили и смотрели: растет дерево — значит всё хорошо, засыхает — значит проблемы. На Русском Севере с той же целью сажали "имянные" берёзы. Там верили, что дерево начинает сохнуть с кроны перед смертью того, в честь кого его сажали.
Оставляли рекруты заломки на домах родных или любимых девушек. Делалось это так: ломали ветку и вручали ее близким. После ухода солдата ветку украшали и прибивали к углу дома, в котором он жил. Парень мог оставить на память завязанную на ветке ленточку или венок на внешней стене дома.
Эти предметы должны были напоминать об ушедшем на службу его близким и односельчанам, так же как солдату напоминали о доме родительское благословение: иконка или листочек с записанной молитвой.
У удмуртов такую память по рекруту оставляли в каждом доме, который он посещал перед уходом в армию. Будущий солдат просил у хозяйки ленту и монетку и прикреплял их к потолочной балке или воротам. Так ленточка висела до возвращения солдата, снимал он её потом лично.
Родные тоже помогали призывнику вернуться, как могли: сохраняли волосы, состриженные в приемном пункте, а порой даже и землю со следа человека. Одежду парня не стирали до его возвращения домой. Ложку, которой он последний раз ел, клали за образа. Тарелку тоже не мыли, а заворачивали в тряпочку и хранили до возвращения, и тогда уже снова давали солдату поесть из той же посуды. У всех этих действий был один смысл: обмануть время, как будто человек ушел из дома совсем ненадолго.
Текст подготовлен по материалам книги "Проводы в армию в пореформенной России: опыт этнографического анализа" Жанны Корминой.
Тэги