Готово ли новое поколение дизайнеров в качестве тренда предложить путь интеграции богатого культурного наследия народов России в современную одежду? НацАкцент взглянул на культурный код глазами молодых представителей индустрии моды и пообщался с Анной Черёмушкиной, дизайнером одежды (коллаборации с брендами H&M Russia, NYX Pro Makeup Russia и BAIKAL430), героиней материала Vogue Russia «Будущее моды в России…».
НА: Анна, есть ли сегодня в современной индустрии моды место для выражения национальных культур?
Анна Черёмушкина: 100% есть, и особенно сейчас! Всё больше дизайнеров, как любителей, так и профессионалов, стали обращаться к этнике. Причём как к своей собственной национальной культуре, так и к той, с которой сталкиваются в жизни, допустим, дизайнер родился в Узбекистане, приехал в Россию, и пытается в работе смешивать разные культуры. Одна из моих однокурсниц была русской, родившейся в Эстонии. В её выпускной коллекции был очевиден синтез русской и эстонской культуры. Получилось интересно и объединяюще.
НА: На Западе есть популярное мнение, что культурная апроприация – недопустима. Как вы относитесь к этой мысли?
- Дизайнер должен очень хорошо разбираться в том, что и откуда он берёт. Это его обязанность и его ответственность. Одна из наших студенток решила в коллекции использовать тему афроамериканцев. Остановилась на бандитских группировках в США, которые в качестве опознавательных знаков использовали бренды спортивной одежды. Но подошла к вопросу поверхностно, взяла только какую-то символику, элементы, не разобравшись в теме до конца. Получилось недостоверно. С национальными культурами все ещё тоньше: надо понимать как, что и где можно использовать. В каждой культуре есть традиции, где определённый символ наносится, на какую часть, что означает. Если ты просто его берёшь и начинаешь вертеть по-разному, значение может быть искажено.
У нас в университете в рамках курса по истории моды был блок лекций, посвящённый культурной апроприации. В нём объясняли насколько ты можешь использовать в своих коллекциях чужую культуру, если не являешься её носителем. Можно вдохновляться и Японией, и Индией, и Италией, чем угодно, но при этом нужно очень грамотно подходить к этому.
Хотя всё очень субъективно. Если коллекция крутая и её приняли хорошо, будут те, кому она понравится, будут и те, кто всегда скептически спрашивает, а почему именно так, а не иначе.
НА: Что думаете о русском культурном коде? Какой он и есть ли вообще? Ведь даже русские в России – очень разные.Традиции южан и северян, например, очень отличаются друг от друга.
- Да, в России много разных культурных направлений, и все они тесно связаны. Я изучала разные национальные элементы, роспись, хотела вывести какой-то единый набор символов, которые бы отражали русскую культуру.
Но когда начала внимательнее рассматривать национальные принты, поняла, что там очень много ответвлений, которые пришли к нам из разных регионов и по-разному сформировались. Невозможно найти какой-то единый язык для всех, но при этом есть явная общая стилистика. Если мы берем роспись как принт, то нужно очень хорошо подумать, что именно выбрать как источник вдохновения, и затем его переработать в более современном виде.
НА: Обязательно ли при этом консультироваться с носителем национальной культуры?
- Мне кажется, да. Это поможет дизайнеру понять, какие смыслы были заложены изначально, что и как он может изменить безболезненно.
НА: Какой путь перспективнее – модернизировать классический национальный костюм, приспосабливая его к современным реалиям, или в современный костюм интегрировать какие-то национальные элементы?
- Оба пути приемлемы. Но мне кажется, что второй вариант, когда берём современную одежду и внедряем по чуть-чуть национальные образы, и безопаснее, и интереснее. Классический национальный костюм сложно грамотно переделать, за ним тянется тяжёлый шлейф культурного кода.
Внося традиционные элементы в современную одежду, нужно учитывать, какой материал ты используешь, какую форму. Возьмем какой-нибудь базовый лук (образ - НА) из массмаркета: майку, штаны, толстовку. Вполне можно добавить что-то национальное, цветочек или лошадку, пустить как маленький орнамент или вшить в кармашек, получатся небольшие акценты… Для людей базовый лук останется базовым луком, но при этом туда будут интегрированы элементы национальной культуры.
А если мы берёмся за традиционные костюмы, нужно внимательно смотреть, как это переосмысливать. Либо менять материал, либо внедрять какие-то новые технологии, например 3D-печать или горячий перенос принта на одежду, или из пластика делать какие-то детали.
Хороший пример - дизайнер Jahnkoy (Мария Казакова). У неё выпускная коллекция была коллаборацией с брендом Puma. Бренд предоставил ей спортивные вещи и предложил, используя их айдентику, добавить что-то свое.
И она сделала коллекцию, посвящённую своим сибирским корням. Получились очень интересные спортивные лосины и кроссовки вручную расшитые бисером, вышивкой. Ты считываешь этот национальный код, но при этом форма современная. Выглядело классно!
И не поймёшь, тут больше национального или современного. В принципе, вполне возможно «поженить» современный дизайн и наши традиции.
НА: Одно дело, когда дизайнер хочет сделать яркую выпускную работу и совсем другое, когда он же открывает свой бренд или разрабатывает коллекцию под заказ. Готовы ли молодые дизайнеры во взрослой жизни продолжать работать с национальными мотивами?
- Это зависит от человека и от того, насколько ему в целом близка тема. Однокурсница из Эстонии, о которой я говорила, продолжает выпускать коллекции. Но не сказать, что теперь этническая тема также ярко прослеживается, как в ее выпускной работе. Она поубавила «национальные обороты», но взяла приёмы, которые использовала в выпускной коллекции, специфичный крой, детализацию.
Всё зависит от того, насколько это «заходит» людям, которым дизайнеры собираются продавать свою одежду. Если дизайнер видит, что тема не находит отклика, скорее всего, он её поменяет.
НА: Кто и что может сделать для того, чтобы молодые дизайнеры больше обращали внимания на национальную тематику? Как замотивировать?
- В моём университете много ребят выбирали этнику сами, без дополнительной мотивации. Правда, были и те, кто понимал, что обращение к национальным мотивам – дополнительный плюс, если ты планируешь продолжать образование или карьеру заграницей. Для иностранцев национальный колорит – экзотика.
НА: Это допустимо? Так использовать свою культуру?
- Если человек хочет - это его культура, и он, конечно, может, ее использовать. Необязательно ему заграницей всем тыкать своей коллекцией: «Я из России, вот смотрите, какие у нас классные орнаменты».
Это просвещение: показывать какая в России культура, из каких элементов она состоит. Ведь даже у нас многие студенты не знают, какой богатый в России потенциал: есть люди, которые умеют делать классные вышивки, роспись, резьбу по дереву и много чего ещё.
Все вроде бы слышали, что это всё в России есть, но где – непонятно. Было бы классно, если бы была связь между дизайнерами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Такие коллаборации мотивировали бы студентов делать что-то крутое и необычное. Самому молодому человеку трудно освоить элементы народного искусства, чтобы впоследствии их применить в своей коллекции: за день-два ты не научишься резьбе по дереву. Значит нужно как-то соединить мастеров и дизайнеров, но кто должен взять на себя эту роль – университеты, НКО или государство – не знаю.
НА: Когда у студентов-дизайнеров происходит разворот в сторону национальной культуры и с чем он связан?
- У всех это происходит по-разному. На первом курсе в этом году из группы в 20 человек четверо выбрали национальный код. У кого-то проекты больше связаны с современным контекстом, у кого-то с тем, что было интересно изучить какую-то конкретную национальную культуру, например, русскую.
Выпускникам обычно даётся общий бриф того, как может выглядеть коллекция, из чего состоять. А дальше они могут сами выбрать любую тему, какую захотят. Кто-то берет тему, связанную с семьей. И оттуда, вполне может появиться национальная культура.
Моя выпускная коллекция была связана с моими предками, которые жили на рубеже XIX-XX века. И там у меня английские денди: пиджачки, костюмчики…
НА: Предки из Англии?
- Нет, предки из Москвы. Стиль английских денди был схож со стилем нашей буржуазной тусовки начала XX века: на Дягилевских сезонах, например, все были в костюмчиках, рубашечках, брючках. Очень много смежных стилистических решений. Костюмы-тройки, в принципе, были очень похожи, что у нас, что за рубежом.
Взяла за основу этот стиль и присоединила к нему историю предков. У моего прадедушки была своя печатная мастерская в Москве, и у меня были принты, по сути, я печатала на ткани.
Я могла глубже изучить своё родословное древо, узнать, чем занимались предки раньше. И может быть, оттуда бы вылился какой-то национальный контекст. Но я этого не сделала. А кто-то может пойти дальше, узнать, что бабушка работала с коклюшками, вдохновиться, начать изучать историю кружева и потом появится новая коллекция.
Как только студенты начинают заглядывать в то, почему что-то делают так или иначе, кто были их предки, родители, в историю своей семьи, оттуда у них почти всегда появляется интерес к национальной культуре.
НА: Многие выпускники остаются в профессии?
- Как дизайнеры - нет. Нужно очень много финансов и времени. И не факт, что ты выстрелишь. Многие решают «временно» поработать в офисе, мечтая когда-нибудь накопить на свою коллекцию, но рутина их поглощает.
Моя подруга пытается всё совместить, она работает в магазине и шьёт по ночам. Это тяжко. Даже если больше ничем другим не заниматься, на коллекцию уходит минимум год, а то и больше… Как только ты её выпускаешь, нужна ещё куча времени на раскрутку и поиск своего покупателя, а он не всегда находится, очень много факторов.
Если говорить о необычных или экспериментальных коллекциях, это сфера, в которой далеко не всегда понятно, как зарабатывать, при этом дизайнер тратит очень много сил, времени и финансов на то, чтобы это всё придумать, а в итоге часто не получает ничего.
Зарабатывают в основном те, кто делает базовую одежду: базовое носят все, это всегда будет востребованным.
НА: Как в базовую одежду лучше интегрировать российские национальные культуры? Ведь кроме русских в России живут представители еще 192 народов. Может быть интерес к этнике молодым дизайнерам вернет экзотика? Например, орнаменты коренных малочисленных народов?
- Это может сработать, поскольку для большинства такие элементы не настолько узнаваемы, как Хохлома и Гжель. Возможно даже не надо будет ничего перерабатывать, нужно пробовать и смотреть, насколько хорошо будет воспринято.
В национальных орнаментах можно найти основу для множества разных минималистичных принтов: зигзаги, капельки, клеточки… Все это может очень интересно выглядеть.
НА: Вы верите в то, что в современный российский дизайн может быть успешно интегрирован культурный код многонационального российского народа?
- Честно скажу, раньше не очень верила. Я долго занималась народными танцами, носила костюмы с вышивками, кокошники… Причём, у нас в репертуаре были не только русские танцы, но и других народов. И к каждому номеру свой костюм, который создавался по подобию национальных. Мы смотрели на аутентичные костюмы, брали ключевые элементы, внедряли их в дизайн, а затем в этом танцевали.
Все это тогда казалось мне оторванным от действительности: существует и существует, но я не представляла, как это может жить в современном мире.
Моё мнение поменялось, когда я увидела работы разных зарубежных дизайнеров, которые применяют этнику в своих коллекциях. Удивило, что она может выглядеть настолько по-другому.
Сейчас я считаю, что, шанс есть, дело за дизайнерами. Не только за модельерами, но и графическими дизайнерами, которые смогут привычный или даже не совсем привычный визуальный ряд национальных образов и орнаментов сделать современным и модным.