Язык доведет до Бандеры

Язык доведет до Бандеры

Во вторник, 21 февраля, в России практически незаметно для общественности ...

 
 
 
 
22 февраля 2012

Во вторник, 21 февраля, в России практически незаметно для общественности отметили международный День родного языка. Для русского большинства языковая тема внутри страны остается мало актуальной, представители титульных национальностей в своих республиках отмечают праздник не слишком громко, а что происходит с национальными меньшинствами, живущих в форме диаспор, и вовсе неизвестно для неспециалиста. 

Самым большим из коренных народов России, не имеющих территориальной автономии, остаются украинцы. А ведь в межпереписной период 2002 - 2010 годов их численность существенно упала. По данным Всероссийской переписи 2010 года, в РФ проживает 1,93 млн человек, которые назвали себя украинцами, а еще 8 лет назад их насчитывалось на один миллион больше - 2,94 млн человек.

Ключевым вопросом в разрезе функционирования и развития родного языка диаспоры считается наличие системы национальных образовательных учреждений, играющих роль своеобразных языковых центров. У языков титульных народов такую функцию выполняют органы власти и управления образованием, национальной политикой и культурой уровня автономии.

Ситуация с украинским как языком обучения и предметом в системе образования России в эти годы была более стабильной - она почти не сдвигалась с мертвой точки. Еще в начале 2000-х  украинские политики правого спектра обращали внимание на то, что в стране с обширной украинской диаспорой нет ни одной школы с преподаванием на украинском языке. За эти годы заявления о необходимости вводить обучение на украинском повторялись неоднократно. Последний раз - в декабре 2011 года на встрече украинского премьер-министра Николая Азарова и председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентины Матвиенко. "Актуален также вопрос обеспечения права украинцев, проживающих в России, на получение образования на родном языке", - заявил тогда Азаров.

На сегодняшний день в стране нет ни одной школы с украинским языком обучения, кое-где действуют лишь "воскресные" негосударственные образовательные курсы для детей школьного возраста. 

В 2010 году столичный департамент образования в лице своего руководителя Исаака Калины разъяснил, что они готовы создать национальные украинские классы, как только наберется достаточное количество заявлений от родителей. Согласно российскому законодательству, именно родители вправе требовать среднего образования на родном языке. Однако необходимого числа ходатайств не набралось, и украинские классы так и не появились.

Бывший сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии украинцев в России Валерий Семененко полагает, что у проблемы есть две причины: менталитет диаспоры и политическая линия российских властей, направленная на "подавление инакомыслия". 

"У нас были очаги образования в Москве с 1989 года, - рассказал он "НацАкценту". - Но в 2008 году Украинский культурный центр подвергся прессингу со стороны властей из-за плохих отнощений России и Украины и иного взгляда на украинскую историю у сотрудников. Для нас, к примеру, - Мазепа, Бандера, Петлюра - исторические личности, а для России - предатели. А культура и образование, как бы ни старались их развести, связаны с политикой. Те, кто выступали энтузиастами преподавания языка, отстаивали и иной взгляд на украинский вопрос". 

Первый заместитель председателя Объединения украинцев России Виктор Гиржов считает культурные процессы определяющими. "Сказывается близость языков, ассимиляционные процессы и то, что формирование нынешней диаспоры происходило в постсоветский период на фоне напряженных отношений РФ и Украины", - рассказал Гиржов коррспонденту "НацАкцента". К тому же, по мнению общественника, Россия уделяет недостаточно внимания своим национальным меньшинствам. 

Представители российского государства традиционно отвергают политические мотивы в вопросе с преподаванием украинского. Хотя факт остается фактом - часть культурных объединений украинской диаспоры закрылись или оказалось на грани закрытия после Оранжевой революции. Как факт и то, что большинство украиноязычных родителей в России не хочет отдавать своих детей в национальные школы. 

И для перелома ситуации, судя по всему, необходимо появление языковых и культурных энтузиастов, лояльных российскому взгляду на украинский вопрос.

Александр Трифонов

Материалы по теме:
2925