Круглый стол "Сохранение, изучение и развитие языков народов Российской Федерации: основа единства и многообразия" прошел в Государственной Думе РФ 30 июня.
Модератором круглого стола выступил председатель Комитета ГД по делам национальностей Геннадий Семигин.
- Межнациональные отношения вошли в первую тройку вопросов государственной важности, - земетил Семигин, открывая встречу. - Российская Федерация по модели межнациональных отношений - лидер в мире.
Геннадий Семигин подчеркнул, что у языков народов России есть ряд проблем, которые необходимо продолжать решать системно. В этом вопросе крайне важна государственная поддержка, в том числе финансовая:
- У нас много задач: подготовка учителей родных языков, издание учебников, популяризация изучения, поддержка СМИ на национальных языках. В сегодняшней обстановке сокращать финансирование в системе межнациональных отношений абсолютно недопустимо!
Статс-секретарь-заместитель руководителя ФАДН России Анна Котова отметила необходимость сотрудничества разных институтов в вопросах сохранения, изучения и развития языков РФ:
- Нам необходим баланс в поддержке государственного - русского - языка и языков народов России. И в этом важен многоаспектный подход и межведомственное взаимодействие.
Член комитета Государственной Думы по просвещению Эльвира Аиткулова заявила о необходимости совершенствования законодательного регулирования в вопросах обучения родным языкам:
- Надо закрепить законодательно возможность получения дошкольного образования на родном языке, -
отметила она.
По мнению Аиткуловой, сейчас распространена ситуация, когда дети-билингвы к трем годам владеют двумя языками - русским и родным - но в детском саду начинают общаться исключительно на русском. Таким образом, к шести-семи годам родной язык оказывается утерян и в школе его приходится учить заново.
Замдиректора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Анна Тимофеева заметила, что ситуация с изучением родных языков выравнивается. Так, на данный момент системно учат родные языки в дошкольных учреждениях дети в 40 субъектах РФ, в средней школе изучающих еще больше:
- По последним данным родные языки в системе средней школы учат 2 с лишним миллиона детей. И это число растет год от года.
На круглом столе выступили также более 20 представителей вузов и научных центров, региональных органов власти, СМИ.
Заместитель председателя профильного комитета Госдумы Ильдар Гильмутдинов призвал собравшихся не замыкаться в проблемах собственных ведомств, а работать совместно. В том числе, обновить концепцию "Дорожной карты" реализации государственной политики по сохранению, поддержке и развитию языков РФ.
Круглый стол подготовлен Комитетом по делам национальностей Государственной Думы РФ. По итогам встречи Комитет разработает и представит заинтересованным органам рекомендации по совершенствованию языковой политики в РФ.