От запрета на родителей до запрета на супруга эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 2.78
(Голосов: 9)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
От запрета на родителей до запрета на супруга фото Ю.Корневой, НацАкцент

Телефон звонит на протяжении всего полуторачасового разговора. Иногда она поднимает трубку, потому что не ответить нельзя. На другом конце провода женщина с двумя маленькими детьми, мужу которой запретили въезд в Россию на несколько лет из-за административного штрафа. И таких обращений за помощью к 1-му вице-президенту киргизской диаспоры «Киргизское Единение» в Москве Анисе Джеенбековой — огромное количество.

В данный момент запрет на въезд наложен на 133 тысячи граждан Кыргызстана! И большинству — за административные правонарушения: перешел дорогу в неположенном месте, припарковался в неположенном месте. Многие в телефоне записаны не по именам, а по проблеме: «запрет на родителей», «запрет на супруга», «выдворение». Ведь запрет на въезд в Россию для многих разлученных семей означает именно это.

— Ежедневно ко мне поступает около сотни звонков. Сейчас звонила девушка из Ханты-Мансийска: она и дети – граждане России, он  гражданин Кыргызстана. У них двое детей, один из них грудной, другому два годика, совместная квартира в ипотеке. Муж таксовал, два незначительных нарушения ПДД, выехал на родину, получил запрет и теперь не может заехать в Россию. Она работать с грудничком не может, а банк ей говорит либо плати, либо заберем квартиру. Все эти истории похожи. За два нарушения, допущенных в течение трех лет, ставят запрет на въезд в страну от трех до пяти лет. Чаще всего человек даже не знает, за что его наказали. Он оплатил штрафы и свято верит, что все хорошо, он же не убил, не ограбил. Ну просто где-то не так поставил машину. И вот мы пытаемся помочь. Бесплатно. Написать заявление, подать обжалование, разъяснить юридические моменты. Мы консультируем, но бегают по судам и инстанциям они сами.

— У нас плохая рождаемость, власти заявляют о поддержке семей, вот вам дети, люди работают. Есть же облегченная процедура получения гражданства, если у тебя здесь семья? Эта схема не работает?

— Вы думаете, наличие семьи и маленьких детей, имеющих гражданство РФ, остановило судью? Судьей наложен запрет. Так же и с получением гражданства, юридически наличие семьи: жены, детей — граждан России, вроде бы должно быть основанием для льготного получения гражданства, но по факту — нет. Получить его неимоверно трудно.

Я с мужем и дочерью 12 лет живу в России. У нас в Москве своя квартира, достроили дом в Подмосковье, работаем официально, платим налоги — у нас гражданства нет. Когда я увидела, через какие в первую очередь унижения приходится пройти, чтобы его получить — я сказала мужу, что не буду этого делать.

У меня подруга более десяти лет живет в Москве, она очень хороший врач-окулист, легально работает. Не может получить гражданство, подавала по квоте и не прошла. Моя коллега — юрист из диаспоры рассказывала, что 54 гражданина Кыргызстана оплатили некой фирме по 250 тысяч рублей для получения гражданства, т.к. они уверяли, что все легально и чисто через фирму, а оказалось, что отдали свои кровные мошенникам. Теперь ни денег, ни паспорта. Такого бы не было, если бы все было понятно и открыто, люди бы просто сдали документы и ждали.

Амнистия по сарафанному радио

Раздается еще несколько звонков. Слышно, что все спрашивают про какую-то амнистию. Аниса отвечает всем одинаково: никуда бежать не нужно, пока нет официального подтверждения. И даже если оно появится, не факт, что вы под эту амнистию попадете.

— В чем трагедия мигранта, что он получает недостоверную информацию. Его легко обмануть. Для него источником информации является сарафанное радио. Вот сегодня я весь день отвечаю на звонки — а правда, что была амнистия для тех, на кого был наложен запрет на въезд. Для меня как для юриста то, что сосед сказал — это слухи. А для наших людей слово соседа — факт. И вот я вижу в Интернете видео, мол, есть амнистия, можете спокойно заезжать, мне сосед сказал. И люди сейчас ринутся на границу, это будет коллапс, сколько денег они потеряют, когда им опять поворот от ворот будет.

А ведь полно еще и мошенников, которые на всех этих непонятных ситуациях зарабатывают. Человек, заплатив немалую сумму, доезжает до границы Казахстана с Россией, его не пропускают и говорят, мы за дорогу отвечаем, а за то, что вас не пропускают, не отвечаем, и деньги не возвращают.

По закону запреты, которые наложены решением суда, под амнистию вообще не попадают. А у нас из 133 тысяч запретов — 55 тысяч наложены судом. Для них амнистия не будет действовать на время решения суда – пять и более лет.

Из оставшихся тоже не все попадут под амнистию. Если она вообще была или будет. И когда разбираешься в этих историях — там люди попадают под запрет из-за ерунды, ну правда, давайте это признаем.

Один частный случай. Выдергивают из толпы, потому что мы не так выглядим, требуют документы. Основания? Потому что в законе о полиции четко прописано, что должны быть основания. И когда человек говорит, я не против показать вам документы, но какие основания — все! Якобы неподчинение законным требованиям полиции, через день суд, и ты попадаешь под запрет или мелкое хулиганство, а за ним выдворение, запрет. И это наши ежедневные реалии.

Сейчас всем выезжающим из России дают совет: прежде чем покупать билет, проверьте свое имя на сайте или в офисе судебных приставов — все ли у тебя в порядке, чист ли ты перед законом, нет ли штрафов и задолженностей.

Однажды Аниса помогала двум братьям, которые вылетели по маршруту Иркутск - Новосибирск - Ош (Киргизия) и застряли аэропорту Новосибирска – пограничники их не пустили на пересадочный рейс. Братья стояли в аэропорту и не понимали, что происходит, так как плохо говорили по-русски. Пришлось Анисе по телефону подключиться к разговору с пограничниками.

Оказалось, что на каждом из парней висит штраф в 20 тысяч рублей. Аниса помогла оплатить братьям штраф (на двоих с пени уже выходило больше 50 тысяч рублей) и параллельно выяснила, за что эти штрафы, так как парни их наличие отрицали.

Пять лет назад, еще в 2018 году в Тобольске они работали на одну строительную турецкую фирму и были оформлены таким образом, что сами должны были заплатить налоги, только вот парни об этом не знали.

Нерезиновая…

— Никак не решаемый из года в год вопрос — это регистрация. Ну не хочет собственник жилья, у кого люди снимают квартиру, регистрировать их по месту проживания.

Мы думали, как можно было бы решить эту проблему. Например, есть сайт госуслуг, пусть регистрация носит уведомительный характер. Вот проживаю я сейчас здесь, внес на сайт данные, переехал в другое место, внес новые данные. То есть я за это сам ответственен. Не нужно тащить в ОВМ собственника, не нужно стоять на улице по четыре часа в очереди и проходить эти адские круги. Просто, а главное будет соответствовать действительности. В любой момент можно прийти и проверить. Исчезла бы коррупционная составляющая, исчезли бы мошенники, которые за деньги делают левые регистрации.

Я знаю, что несколько лет назад посадили 56 горе-предпринимателей —  людей, которые попались на этом, некоторые отсидели по пять лет. Выходят и опять этим занимаются. Ибо сделать иностранному гражданину липовую прописку — уголовно наказуемое преступление. А человеку, который вынужден пойти на такую регистрацию и проживает не по месту временной решистарции, грозит пять тысяч штрафа и выдворение из страны. Но он-то хотел быть зарегистрированным как положено. Раньше могли оштрафовать, но первый раз не накладывали запрет на въезд в Россию. А сейчас тенденция с первого нарушения накладывать запрет.

Откуда я это знаю?

Есть центр «Сахарово» — центр временного содержания иностранных граждан в деревне Воронцово. Раньше в нем одновременно находились 400-500 человек, ожидающих депортацию. Мы знаем эту статистику, потому что периодически на праздники готовим всем, кто там находится (не только киргизам), подарки, продуктовые наборы. Месяц назад там находились уже полторы тысячи человек. То есть в три раза больше!

И это ведь не единственный центр, работающий на Москву, Подмосковье и на всей территории России. И вроде бы все законно, но некоторые законы невозможно выполнить. А центр временного содержания и тюрьма немногим отличаются. И сидят там подолгу, например, те, у кого просто пропали документы.

Вот сейчас в Егорьевском спецприемнике сидит Алексей Толстов — этнический русский, гражданин Кыргызстана, в 2005 году заехал в Россию, потом что-то случилось, он был на тот момент без паспорта, его без паспорта осудили. Теперь он вышел на свободу, а так как был без документов, его отправили в центр временного содержания. А это временное содержание по закону может длиться бесконечное много лет, пока страна исхода не подтвердит гражданство. Бюрократические же процедуры очень затянуты. Вот сейчас помогаем ему ускорить получение документов. Очень хорошо с нами наш консульский отдел работает, а именно наш консул Букалаев Алмаз Камчибекович – оперативно, профессионально. У нас есть чат общий, если нерешаемая или срочная проблема, руководитель с командой очень профессионально работают, сразу подключаются.

Киргизское единство

На стене в офисе организации «Киргизское Единение» висят эмблемы многочисленных общественных организаций, в основном землячеств, которые киргизская диаспора объединяет. Как говорит Аниса, танцы и чаепития они давно переросли. Есть огромный поток проблем, которые нужно решать в ежедневном режиме. От проблем с тем, что потерявшим работу не на что купить билет домой, до отправки на родину груза 200.

— Киргизия выделяет 70 тысяч рублей на отправку тела — при минимальном пакете документов: свидетельство о смерти, паспорт одного из ближайших родственников, который находится в России и может доказать это родство, предъявив свидетельство о рождении или о регистрации брака. Именно родственник имеет право получить эти деньги.

Но чаще всего у умершего человека здесь близкого родственника нет, и тогда приходится диаспоре или землячествам собирать деньги на отправку тела. Отправка обходится от 70 до 100 тысяч рублей. И мы часто собираем.

Недавно был случай. Этнический русский умер в Краснодарском крае. Совсем молодой, 1999 года рождения, мать прилетела из Киргизии забирать тело. Но на месте в Краснодарском крае ей не объяснили ничего толком и она приехала из Краснодара в Москву вместе с телом, потратив на это уже последние 120 000 рублей, чтобы получить причитающиеся 70 000, но не получила там на месте свидетельство о смерти, а в этом случае компенсацию не могут выдать. И вот она здесь сидит, денег нет. В группах бросили клич, и чуйское землячество (а они родом оттуда) сразу откликнулось, собрали ей деньги.

— Есть что-то, что изменилось в лучшую сторону?

— Есть. Перед новым годом хотели ввести новое правило — чтобы мигрант каждые три месяца проходил медицинское освидетельствование, в том числе делал рентген легких. Но его вообще нельзя чаще, чем раз в 6 месяцев делать, это для здоровья опасно. Раньше медобследование нужно было проходить, если ты работаешь, например, в сфере торговли или общепита. А теперь всем поголовно. Приезжала в Москву большая делегация депутатов Жогорку Кенеша из Киргизии, они встречались с Володиным и смогли договориться о значительных измениях этих правил в сторону гуманизации. Дело в том, что медицинское обследование занимает с нынешними очередями ни один день. Например, нужно было сдавать дактилоскопию, но это делается не везде, а только в ОВМ МВД, стоять по несколько дней в очередях, далее ездить несколько дней в лицензированные клиники на медосвидетельствование. И так каждые три месяца.

И какой работодатель будет каждые три месяца отпускать работника на несколько дней сдавать анализы?

Еще это стоит немалых денег, примерно шесть тысяч рублей. Убедили. Медосвидетельствование нужно проходить всем, но всего раз в год. И с детей перестали требовали при въезде сдавать анализы на наркотики. Ну ребенку пять-шесть лет, какой он наркоман?! Наши мигранты привыкли экономить на всем и в первую очередь на своем здоровье. И я за то, чтобы они проходили медобследование. Но все должно быть разумно, и не наносить человеку вред, и не быть очередным инструментом для завинчивания гаек.

О стереотипах

— Недавно я разговаривала с московскими службами доставки. Например, в «Кухне на районе» большинство доставщиков — граждане Киргизии. Дворники — киргизы, узбеки. Есть работы на которые россияне не охотно идут. То есть мигранты закрывают те ниши, которые не востребованы у россиян. Казалось бы, тогда власть должна быть в них заинтересована...

— В Москве и Московской области около 700 тысяч мигрантов из Киргизии. В пандемию цифра немного снизилась, потом опять вышла на прежний уровень. Но сейчас снова снижается, так как люди начали уезжать. После начала спецоперации многие потеряли работу. Например, в «СберМаркете» на доставке продуктов в основном работали граждане Киргизии, и их сократили. И люди ищут альтернативные пути. А альтернативные пути это Европа: Англия, Германия, Польша. Там нужны водители траков, строители, сборщики автомобилей на заводы, сезонные работники на сельхозработы. Люди переориентируются, сдают документы, изучают языки и уезжают. Правда, как обычно, тут же появились мошенники.

Вот сейчас ко мне обратилось 15 граждан Таджикистана, потому что несколько человек, граждан Киргизии, под предлогом того, что отправят их за границу, взяли с каждого от 50 до 100 тысяч рублей и пропали. Мы попытались с ними поговорить по-человечески, они делают вид, что ничего не было, так что будем обращаться в полицию.

Аниса с мужем какое-то время и сами думали о переезде, но для их дочери, которая с четырех лет в живет в Москве, и для них самих Россия — это уже родная страна. Дочь Анисы говорит, что ее президент Путин. Многие дети мигрантов — ментально россияне. Конечно, бывают неприятные истории, когда им напоминают, что они «понаехавшие».

Но тут, как говорит Аниса, просто срабатывают стереотипы, с которыми их диаспора как раз и борется. И рассказывает историю, как однажды в их с мужем ресторанчике у одного приезжего российского вахтовика его друзья по застолью украли банковскую карточку. Но он обвинил в этом Анису и их официантку, исключительно на основании «разреза глаз». Аниса буквально заставила мужчину заблокировать карту и, как оказалось, вовремя: через несколько секунд на телефон пришло уведомление о попытке снять деньги. На следующий день мужчина пришел в ресторан с букетом цветов и извинениями. Аниса спасла его от потери очень крупной суммы денег, а за одно человек поверил, что человек с другим размером глаз не есть всегда «плохой человек».

Разработчики приложения AISTCARGO

— Есть, например, стереотип, что мы только и можем, что убирать во дворах и торговать на рынках. Но вот сейчас наши ребята айтишники сделали два приложения. Одно уже запущено AISTCARGO — о грузоперевозках. Другое по типу Wildberries – тестируется. Многие же компании ушли с рынка. И появились возможности. Или вот последняя история, в которой сейчас нужно будет разбираться. Она тоже отчасти о стереотипах. У нас ребята спортом занимаются. На свои деньги снимают площадку, потому что бесплатных нет. Недавно сняли спортплощадку, чтобы провести турнир по мини-футболу, а их там арестовали. Потому что владелец этой площадки должным образом все не оформил, нужно было префектуры уведомлять, полицию, все согласовывать. И вот 200 человек играли в мини-футбол. И из них 38 человек были арестованы полицией, потому что типа незаконно собирались. Когда я разговаривала с полицией, они говорят, что будут экстремизм им предъявлять. Это было в Южном Бутове, неделю назад. Ну я подняла посольство, на место прибыл юрист. 18 человек отпустили, а 10 повезли в суд. Скорее всего, будет пять тысяч штрафа и запрет на въезд в страну. Но пока я решения суда не видела.

Наш разговор прерывает звонок девушки из Ханты-Мансийска...

— Нет, даже если эту амнистию объявят, пока произойдет синхронизация баз МВД и пограничников, это не быстрый процесс, в любом случае ждать не один месяц….

Мне так ее жалко, она когда звонит, у нее голос от слез дрожит, дети маленькие плачут, выселение из квартиры грозит. Вот кому это все надо?

Тэги
Поделитесь статьей