"Оптинская весна" – как народное становится модным эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
"Оптинская весна" – как народное становится модным Фото: "НацАкцент"

В конце мая небольшой Козельск в Калужской области традиционно становится центром славянской народной песни. Причем народные напевы, которыми наполняется городок, звучат здесь не из уст закоренелых фольклорных коллективов из бабушек, – свою любовь к песенному творчеству предков выражает молодежь в возрасте от 14 лет. В 2022 году фестиваль народной славянской песни, несмотря на политическую обстановку в мире, прошел в привычном международном формате, подтвердив в очередной раз статус самого престижного в своей категории.

От духовных песнопений до частушек

На заключительную часть конкурса-фестиваля исполнителей славянской народной песни «Оптинская весна» в этом году съехались 16 финалистов отборочных туров из России, Беларуси и Сербии, одержавшие победу в двух этапах в своих странах.

После пандемийного прошлого года, когда число зрителей было сокращено, зал заполняется до отказа еще задолго до начала концерта. По традиции фестиваль открывает Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной под руководством главного режиссера Дмитрия Дмитриенко.

– Этот год в нашей стране особенный – он объявлен годом нематериального культурного наследия народов России. А славянские народы –  в Российской Федерации самые многочисленные. Важно, чтобы они сохранили свою самобытность, свой уникальный культурный код. Отступление от вековых народных традиций дорого обошлось многим поколениям наших сограждан. Помнить об этом необходимо. В большом и малом оставаться верными заветам предков, нашему самобытному укладу и обычаям,

– сказал ведущий, актер театра и кино, Павел Сборщиков.

Выступления участников начинаются после напутствия и благословения духовника Оптинского казачьего общества иерея Симеона Худякова. Каждый представит песню народную и духовного или патриотического содержания.

Творческие номера конкурсантов оценивают певица Ольга Кормухина, народный артист России Дмитрий Певцов, руководитель группы «Парк Горького» Алексей Белов, руководитель Оптинского казачьего хора Сергей Матвеев.

Самая юная исполнительница – 14-летняя Софья Онищенко из Москвы привезла на «Оптинскую весну» духовный стих «Возлюбленные братья» и лирическую песню Волгоградской области «Как под лесом».

«Возлюбленные братья»  рассказывает о том, как прекрасен Бог, на которого мы возлагаем все свои надежды, о том, что надо жить в мире, любить друг друга. В такой ситуации, как происходит сейчас, нужно быть особо дружными и сплоченными, – говорит Софья.

Кубасова Мария из села Новая Таволжанка Белгородской области зажгла зал частушками «Воронежская разнесуха».

Мария поет с 2 лет, и сначала это было желание ее бабушки, от которой девушке передалась любовь к народной песне.

«Песня народная цепляет своим текстом, стилем, это наша культура».

На святой земле

Фестиваль начался с подачи оптинского казачества, большинство из которых донцы. Песенную традицию войска Донского в конкурсе представили волгоградские казаки.

Житель хутора Пронин Серафимовичского района Волгоградской области Михаил Калмыков привез на «Оптину» духовный стих из репертуара ансамбля «Казачий круг» «Ой, проспали мы» и песню «Служили два товарища», которую он исполнил а капелла с земляком Андреем Семеновым.

У песни «Служили два товарища» необычная история – это перевод немецкой песни «Der gute Kamerad» («Хороший товарищ») начала 19 века, которую адаптировали на свой лад казаки хутора Деминского Новоаннинского района.

– Это немецкая фронтовая песня, которая была перепета казаками. Она довольно известна и популярна в народе, – говорит Михаил.

Одна из особенностей фестиваля-конкурса в том, что жюри и ведущие всегда готовы продемонстрировать свое творчество.

В самой старшей возрастной группе финалистов – от 23 лет – духовный стих «Тры ангалы» и белорусскую народную песню «Дубровушка, ты зеленая» представила семья Капцевич: мама Людмила пела, а аккомпанировала ей на бонго дочь Елизавета.

Капцевич приехали в Козельск из деревни Селище Слуцкого района Минской области Республики Беларусь. Любовь к народному творчеству в семье передается от старших младшим. Дочь Людмилы не только научилась играть на бонго, но и исполняет песни на русском и белорусском языках.

«Народная песня – это исток, жизнь и начало. Мы первый раз на фестивале, здесь чувствуется благодать святой земли, и милость Божья, - говорит Людмила.

Без выступления Оптинского казачьего хора не обходится ни один фестиваль.

Вместе с конкурсантами продемонстрировать свои таланты представляется возможность и признанным артистам: выступления всех членов жюри и ведущих стали традицией фестиваля. Последней, перед тем, как объявить победителей, на сцену поднимается Ольга Кормухина, призвавшая делать народные песни современными и понятными зрителю. 

МНЕНИЕ

Профессор кафедры хорового и сольного пения Российской академии музыки им. Гнесиных Владимир Алексеевич Бурлаков, рассуждая о путях развития народного песенного творчества и его популяризации, отмечает, что на членах жюри и педагогах лежит большая ответственность: фестиваль дает исполнителям ориентиры, когда молодые артисты видят, что их творчество находят отклик, они скорее  пойдут по этому пути дальше.

– Мы называем себя народниками, но если у нас не будет цели расширить аудиторию, значит, мы не сможем в какой-то момент считать себя представителями народного искусства. Русланова, Зыкина, Воронец – наши кумиры, их пластинки были в каждом доме, эти песни знались и исполнялись. Народное искусство должно быть востребовано возможно большим количеством народа. Создавая на профессиональном уровне продукт, нужно следить строго за тем, как он воспринимается аудиторией.

Однако, предостерегает эксперт, к песенному материалу нужно относиться бережно, создавать что-то неординарное любой ценой не должно быть целью.

– Игорь Моисеев придумал эталонные танцы для народов, у которых танца не было, теперь они считают их своими. Соединение академических высоких материй с почвенностью, традициями даст результат, к которому мы стремимся.

Победителями в младшей возрастной группы от 14 до 17 лет стали Мария Кубасова из Белгородской области (первое место); Софья Онищенко из Москвы и Дарья Денисова из Могилева (Беларусь, второе место); Дарья Хартанович из Могилева (Беларусь, третье место). Победителями в возрастной группе до 23 лет стали Михаил Калмыков из Волгоградской области и Анастасия Шапочкина из Краснодара (первое место); Елена Жакун из Гомеля (Беларусь) и Андрей Семенов из Волгограда (второе место); Александра Коростылева из г. Щелково Московской области и Ксения Лукьяненко из Гомеля (Беларусь, третье место). Победителями среди тех, кому уже исполнилось 23, стали Екатерина Кузнецова из Екатеринбурга и Светлана Плетнева из Владимира (первое место); Яна Гецел из Белгородской области и Станислав Николич из Белграда (Сербия, второе место); Татьяна Помелова из Кирова и Людмила Капцевич из Минской области (Беларусь, третье место).

Конкурс организуют оптинское казачество при содействии монастыря «Оптина пустынь», 28-й гвардейской ракетной Краснознаменной дивизии, Дома культуры Козельска и администрации Козельского района. Информационную поддержку фестивалю оказывает Гильдия межэтнической журналистики.



Тэги
Поделитесь статьей