Особенности национальной доставки эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 6)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Особенности национальной доставки фото Ю.Корневой, НацАкцент

«Яндекс Еда», «Кухня на районе» или «Delivery Club» — все московские службы доставки практически «на одно лицо»: во всех работают преимущественно мигранты, большинство из которых пользуются велосипедами, самокатами и мопедами. В том, как влияет национальный состав работников курьерских служб на безопасность на дорогах и что об этом думают жители Москвы, представители компаний и сами трудовые мигранты, разбирался «НацАкцент».

Буниебек как и его друзья по службам доставки — из Узбекистана. У одних за спиной короб «Яндекс Еда», у других «Delivery Club», но видно, что они друг с другом хорошо знакомы. Спрашиваю, знают ли они правила дорожного движения, принятые в России? 

— Да, мы будем сдавать правила, — уточняю, разве тесты на знание ПДД не сдают при приеме на работу, но Буниебек вроде бы просто перепутал прошедшее время с будущим, — Я теперь правила не нарушаю. Меня ГАИ уже три раза штрафовала на пешеходном переходе, когда я его проезжал. Каждый раз по 400 рублей платил.

Буниебек закрывает лицо рукой 

Райдер — в переводе с английского спортсмен-гонщик

В самих службах доставки велокурьеров называют райдерами. И что-то от спорстменов-гонщиков в них действительно есть. 

Дело в том, что заработок их зависит напрямую от скорости доставки и количества «тренировок». В любую погоду, в любое время года они ездят иногда на совершенно убитых велосипедах, и ты понимаешь, что некоторые в принципе уже могут дать фору спортсменам-велосипедистам. 

Две, две с половиной тысячи рублей в день. Если выезжать каждый день, можно заработать до 60-75 тысяч рублей в месяц.

Усталость, необходимость быстро доезжать до клиента (есть временные рамки доставки и они достаточно жесткие), желание взять побольше заказов — это одна из причин нарушения райдерами правил дорожного движения и связанных с этим аварий и конфликтных ситуаций на дорогах.

 Одно из нарушений

Москвич Владимир Никитин пытается изменить ситуацию, фиксируя на телефон нарушения и отсылая их в мессенджеры служб доставки:

«Когда их останавливаешь и пытаешься объяснить, что не так, либо нарываешься на мат, либо они молчат. Они искренне убеждены, что мы жалуемся на них просто за другой разрез глаз, а не потому, что они нарушают правила и создают аварийные ситуации».


Жалобы на опасную езду райдеров стекаются не только в службы доставки, но и к представителям различных уровней власти и общественникам.  В том числе к главе муниципального округа Тверской, председателю совета муниципальных депутатов Якову Якубовичу, он, кстати, сам велосипедист. Два года назад Яков инициировал встречу с руководителями служб доставки, чтобы попытаться найти пути решения проблемы. О чем-то они смогли договориться, например, об обязательном тестировании на знание правил. Но в чем-то общий язык так и не нашли. 

— «Кухня на районе», «Яндекс Еда», «Самокат» «Delivery Club», когда мы начали с ними работать, их райдеры тотально нарушали ПДД: пересекали проезжую часть по диагонали, ехали по встречке, на красный свет. Они признали эту проблему, некоторые внедрили у себя некую службу безопасности. Мы даже проводили несколько совместных рейдов с «Кухней на районе». Но решить проблему радикально не удалось. Потому что во-первых, отсутствует система контроля и обратной связи. Вот, к примеру, гражданин зафиксировал нарушение, сообщил на горячую линию службы доставки. Но обратной связи с этой службой доставки никакой нет. И ты не понимаешь провели ли с нарушителем какую-то работу (объяснили правила, оштрафовали, отстранили от работы на какое-то время). То есть ответов нет.

На одно лицо... 

— И еще такой момент,  продолжает Яков Якубович. — В начале рабочего дня фиксируется лицо того курьера, который выходит по договору на работу, но потом проконтролировать тот ли этот курьер, который зарегистрировался на этот аккаунт или нет — невозможно. То есть ничто не мешает одному курьеру, работающему по договору, сделать фотофиксацию своего лица, а потом передать велосипед своему товарищу, который никак не зарегистрирован и может не знать правил дорожного движения или знать, но сознательно их нарушать, чтобы выполнить те показатели, которые установлены по скорости доставки. И никто его не контролирует. Сервисы доставки говорят, что у них есть система контроля, но на самом деле ничего кроме фото лица — нет. Вторая история — внутренняя культура самих райдеров. Она просто другая. Ребята по другому воспитаны. Они не нацелены на соблюдение правил дорожного движения. Естественно, у жителей столицы это вызывает негатив.

Основной контингент райдеров  — это трудовые мигранты. Чаще всего из Киргизии или Узбекистана.

Кто жил в Средней Азии, знает, что там подать автомобильный сигнал, например, это не экстренный случай, а принятый способ пообщаться с другим участником дорожного движения.

В «Кухне на районе», например, работают в основном киргизы. Им, кстати, в отличии от граждан Узбекистана не нужно брать патент. В соответствии с международным соглашением между Россией, Белоруссией, Арменией, Киргизией и Таджикистаном.

У Депо

Сухроб из Узбекистана. Фотографироваться отказался. Как и многие мигранты он осторожен и не особенно доверяет чужим людям. Говорит, что вообще-то все работники заинтересованы не нарушать правила (ну или не попадаться), так как неоплаченный сразу штраф, а ситуации бывают разные, потом увеличивается вдвое: до 800 рублей за неправильный переход дороги.  Но на самом деле, и своевременная оплата штрафа не спасет мигрантов от депортации и зарета на въезд в Россию: по закону две "административки" за три года и запрет тебе обеспечен. Но мигранты этого в большинстве случаев не знают. 

Задаю Сухробу традиционный вопрос про подтверждение знаний ПДД. 

— «Яндекс Еда» не требует сдачи экзаменов. Инструкции дают при начале работы. Но я, конечно, знаю правила! Я же в Узбекистане учился в автомеханическом на слесаря! 

Куатали из Киргизии аккуратно вступает в наш спор о том, можно ли ездить по тротуарам на велосипеде или на самокате, особенно, если они электрические. Куатали считает, что по правилам можно. И что штрафовали его за это, только потому, что он не русский. А вот Турадбек из Киргизии, считает, что нельзя.

Турадбек

Открываем пункт 24 правил дорожного движения. Изучаем. Если ты старше 14 лет, то должен ехать по велосипедной дорожке. Если таковой нет, то по крайне правой полосе дороги. Если уже ничего из этого нет, то только тогда можно по пешеходному тротуару. И на тротуаре велосипедист не должен создавать помехи пешеходам, и если существует такая опасность, должен спешиться и идти пешком. 

Особая категория — это велосипеды и самокаты с электродвигателями. Тут пока в ППД есть пробелы. 

— Для этих транспортных средств еще не придумали правил, — объясняет глава муниципального округа Тверской. —  У нас по ПДД на велосипеде электромотор может быть использован до 250 ватт и не может развивать скорость больше 25 км в час. Но мы видим, что по улицам явно гоняют на элетровелосипедах с более мощными электромоторами, по киловату, по полтора. Но померить эту мощность некому и негде. По идее, эти средства передвижения должны попадать под определение мопеда или легкого мотоцикла. Но в правилах так не написано и службы доставки этим пробелом пользуются.

"Кухня на районе" 

Во внутреннем дворике, где разбирают заказы райдеры службы «Кухня на районе», замечаю, что все они ездят на электросамокатах с номерами. Это тот случай, когда райдер не покупает сам себе средство передвижения и не арендует его, где придется, а обеспечен транспортом. Уточняю про ватты, киловатты. 

— У нас все электровелосипеды до 250 ватт. 240 ватт. Так что нам права не нужны. Но правила мы знаем. И вообще, пять пальцев все равны, нет плохих народов, есть плохие люди,

говорит один из райдеров «Кухни на районе», опасливо выяснив у меня перед этим, связалась ли я с их руководством.

Руководитель службы безопасности «Кухни на районе» Павел Чупанов в разговоре все время меня поправляет: райдеры — не сотрудники их службы, с ними просто заключен договор оказания услуг по доставке продуктов питания. Так что хотят — оказывают эту услугу, а не хотят — сидят дома. 

— Обучать ПДД мы их не можем, так как они не являются нашими сотрудниками. Но они проходят инструктаж и, при оформлении договора, тестирование на знание ПДД.  Также мы проводим рейды по выявлению нарушителей. А раз в три месяца семинары с сотрудниками ГАИ, где они читают лекции, и где мы разбираем спорные моменты, которые накопились у райдеров за время работы. Мы знаем о каждом таком случае. Так как райдеры сразу отписываются в наш общий чат, что, мол, меня остановили сотрудники ГАИ. 

— Но они могут в принципе и не написать в этот чат?

— Могут и не написать. Но они у нас дисциплинированные. 

— А чем вы объясните такое количество мигрантов в вашей службе?

— Россияне (было использовано другое прилагательное, но мы сочли необходимым, в соответствии с российским законодательством,  его поправить — прим. редакции) работать в этой отрасли особо не хотят, тяжело это для них. Им нужно что попроще и где денег побольше. 

— Были случаи, когда вам приходилось защищать ваших райдеров? 

— Ну, на улице бывало к ним приставали, оскорбляли их. Те люди, которые просто плохо относятся к представителям других национальностей, им без разницы это киргиз или узбек.

Службы доставки настаивают на необходимости развития велоинфраструктуры в Москве, увеличения количества велодорожек вдоль основных трасс и велопарковок.

И тогда, говорят, проблем не будет. Но ведь райдеры нарушают правила, даже двигаясь по велодорожке, например, по встречной полосе. Но опять же нарушают правила не только они. Вот поэтому курьеры «нерусской национальности» и жалуются на предвзятое отношение именно к их лицу.

Нарушают все! 

Мы сделали запрос в ГАИ по поводу количества зафиксированных нарушений ПДД велосипедистами и самокатчиками. Пока такую цифру не получили, но знаем, что как раз в ГАИ не разделяют нарушителей на просто велосипедистов и райдеров из служб доставки и уж тем более не делят их по национальному признаку. 

Текст и фото Юлии Корневой.

Тэги
Поделитесь статьей