В 2021 году в Ставропольском крае побывало почти полтора миллиона туристов. Большинство - на курортах Кавказских минеральных вод. Пока существенную часть отдыхающих составляют дети и пенсионеры, которые поправляют здоровье за счет фонда социального страхования. А вот молодые и платежеспособные россияне в Кавминводы не спешат: жемчужные ванны, минералка и променад перед сном редко привлекают тех, кому меньше 60. Изменить ситуацию может выход на рынок современных туристических продуктов: пакетных предложений по сельскому, событийному и историческому направлениям.
Этноэкспедиция Гильдии межэтнической журналистики прокатилась по казачьему Ставрополью. Журналисты из разных городов России оценили туристический и этнический потенциал региона и пришли к выводу: рекомендовать Пятигорье ценителям этноколорита можно и нужно! Ведь в крае есть главное – энтузиасты и их идеи.
Наташа наша
Наталья Гребенькова – казачья активистка, журналистка (кстати, постоянный автор "НацАкцента") и просто красавица – человек, всецело переживающий за родной край, казачество и его имидж. Несколько лет назад Наташа вместе с единомышленниками – обществом "Казаки терского казачьего войска" – задумались над созданием нового этнотуристического бренда региона:
- Нам, общественникам, давно и хорошо известны места края, связанные и с казачьим прошлым, и с настоящим. Хотелось собрать все это в единый комплекс и сделать его доступным для всех, кому интересна история региона. Мы стремимся поддержать действующие в регионе казачьи подворья, созданные силами энтузиастов, и развить на Ставрополье именно краеведческую грань туризма с казачьей спецификой.
Сказано – сделано. Ребята подали заявку на Президентский грант, успешно получили его и начали работать. Проект получил название "Маршруты казачьего Ставрополья" и включил в себя больше шести десятков туристических мест. В некоторых из них нам удалось побывать в рамках этноэкспедиции.
Самобытность и событийность
Первая остановка - «Казачья поляна имени генерала А.П. Ермолова» в Солдато-Александровском. Для некоторых из нас она могла стать и конечной, так горячо принимали туристок-журналисток казаки.
"Поляна" – отличное место для знакомства со станичным бытом и возвращению к корням. А ведь именно этого не хватает многим горожанам. Во-первых, нас покатали на бричке, которую одна из коллег "обозвала" тачанкой, и в чем-то была права: мы активно стреляли глазками в сторону сопровождающих нас на лошадях статных казаков, а станичники не менее активно "стреляли" в нас камерами телефонов. Видимо, туристы на бричке пока по селу проезжают не настолько часто, чтобы местные привыкли к этой картине.
Во-вторых научили азам обращения с шашкой.
- От плеча рубите, не с плеча. Движение должно быть резким и уверенным. Дети, покажите класс, –
позвал нерешительным нам на помощь своих "птенцов" походный аматан Даниил Комаров.
Признаюсь, я сама "рубить от плеча" так и не решилась: моей рукой двигало провидение в лице Даниила. Дане нет еще и двадцати и он не только казак молодой, но и педагог от Бога. Именно он в обществе отвечает за обучение верховой езде и фланкировке самых маленьких станичников. И дети от него не отходят.
В-третьих, показали отличный концерт, в котором была и лезгинка, и казачьи песни, и удаль молодецкая.
А, в четвертых, и, пожалуй, в главных – усадили за настоящий казачий стол. В главных, не только потому, что журналисты поесть любят: застолье стало поводом поговорить о перспективах развития агро- и гастротуризма в регионе. Блюда подавали исконно казачьи, да еще и приготовленные исключительно из собственных продуктов: у общины прекрасное хозяйство, в котором есть кролики, куры, козлята, свиньи, и, конечно, кони. Впрочем, коней казаки, в отличии от казахов, не едят. Зато едят рыбу, причем много: православные соблюдают посты. Чтобы покрыть и собственные, и туристические потребности, зарыбили пруд.
Именно в знакомстве отдыхающих с жизнью "на земле" видит основную туристическую миссию своего подворья атаман Солдато-Александровского станичного общества Владимир Якимов. А еще – в поддержании межрегиональных связей и исконных традиций. С этой целью 15 мая на "Поляне" пройдет День куначества. Кунаки – это как друзья, но только ближе и роднее. Станьте одним из 700 предполагаемых гостей праздника и, возможно, вам, как и нам повезет попробовать особое "атаманское" вино.
Семейственность, преемственность и иппотерапия
- Предки мои прожили в Турции с 1708 года по 1962-й. Правовой кодекс, который написал наш атаман, гласил: "Царизму не покорятся, при царях в Россию не возвращаться", –
рассказывает уже на следующий день нашего путешествия руководитель подворья некрасовских казаков «Жар-птица» в селе Садовом Предгорного района Ставропольского края Елена Дьяченко.
Некрасовцы – казаки, которые после подавления Булавинского восстания в XVIII веке ушли из Российской империи в империю Османскую. За 250 лет на чужбине не ассимилировались, сохранили Веру, обычаи и казачьи традиции, параллельно привнеся в них легкий турецкий колорит: чай научились заваривать по-турецки и пить с лукумом, но и «шарбу» – уху с мятой и квашеной капустой – готовить продолжали. А вот за полвека в СССР – культуру подрастеряли, постепенно превратившись в обычных советских, а позднее российских граждан.
- Нам стало обидно, что про нашу культуру сейчас на Ставрополье мало, кто знает. Вещей в сундуках от бабушек осталось много, есть рецепты, сказки, прибаутки. Но бабушки уходят – и традиции вместе с ними, –
продолжает рассказ Елена.
Некоторые люди обиду свою лелеют, закрывая двери в свою "правильную" реальность от "родства непомнящих" сограждан. А Елена вместе с мужем и дочерью превратила ту самую обиду в успешный этнотуристический проект – казачье подворье "Жар-птица", где в игровой форме, с шутками и прибаутками рассказывает туристам о быте и традициях предков. На подворье можно послушать казачьи сказки, посмотреть внушительную коллекцию традиционной одежды, поиграть в старинные игры. Но самый популярный формат – гастроэкскурсия. Некрасовцы сохранили архаичную кухонную традицию: многие рецепты дошли до наших дней неизменными с XI века. Кстати, готовят на подворье в традиционной медной посуде. И чай из турецкого чайника наливают!
Напробовавшись ухи и напившись чаю, отправляемся дальше – в Горячеводск – ближайший пригород Пятигорска. И... попадаем за стол, что, в общем, не удивительно: этнографический комплекс тут называется "В гости к казакам".
Второе подряд застолье, конечно, испытание не из легких. Но надо себя заставить, тем более, что в Горячеводске – свой колорит. Столы накрывают в курене. На столах – сало и капустка. Гостей встречает свекровь, строгая, но симпатичная.
Роль эту исполняет потомственная терская казачка Вера Труфанова, а помогают ей станичницы-певуньи из ансамбля "Горячеводские казаки", которые за прялкой исполняют старинные обрядовые казачьи песни.
Между песнями и тостами Вера Федоровна рассказывает об особенностях казачьего быта: как курень подметали, почему стол скатертью не застилали и зачем кровать так богато украшали. Интересно? Приезжайте, и вам расскажут.
Кстати, предложить горячеводцы могут не только песни и традиции. Последние несколько лет казаки занимаются иппотерапией с больными детьми. Причем бесплатно как с местными, так и с приезжими.
- Лет через шесть после создания общины, когда у нас уже появилась конюшня, к нам стали приходить родители детей, которым показана иппотерапия. Сейчас эта проблема насущная. Сначала помогали станичникам деньгами на лечение, потом решили, что раз запрос такой есть, а у нас есть свои лошади, значит, надо самим осваивать. Я и еще несколько человек отучились на иппотерапевтов в Ессентуках, –
вспоминает, как все начиналось, заместитель атамана Горячеводской казачьей общины Дмитрий Нечепорчук. – Сейчас к нам в основном приезжают родители с детьми из окрестных городов и сел в радиусе ста километров от Пятигорска. Но наезжают и из других регионов. Даже москвичи есть: им выгоднее снять здесь жилье и заниматься у нас, чем платить за терапию дома.
Историческая память
Город Минеральные Воды – транспортный узел, через который большинство курортников попадают в Кавминводы. Приезжают-прилетают и, как правило, не задерживаются, а разъезжаются дальше: в Ессентуки, Кисловодск, Железноводск или Пятигорск. А зря не задерживаются: у Минеральных Вод богатая казачья история. Экскурсию по городу нам провел директор фонда «Терское общество любителей казачьей старины», атаман Минераловодского городского казачьего общества Олег Губенко – интеллектуал, коллекционер и настоящий миссионер исторического казачьего просвещения. Кстати, Терское общество любителей казачьей старины существовало на Кавказе в самом начале двадцатого века и прекратило свою работу в 1917 году. Воссоздали его стараниями Губенко спустя 100 лет.
Олег Вячеславович рассказал, как на казачестве и городе сказались события Гражданской и Великой Отечественных войн, как потомки казаков восстанавливали историческую память и старые церкви, узнавали о корнях (почти у каждого в роду были те, кто принял революцию, и те, кто активно ей противостоял) и своих павших родных с обеих сторон. А еще показал нам первый в России памятник генералу Ермолову, возведенный полностью на народные деньги, и поклонный крест, установленный на месте предполагаемого расстрела казаков в 1924 году.
- Здесь неподалеку есть место – Марьев угол. По преданию, там собиралась группа казаков, которыми руководила некая Марья: казачка, вдова и мстительница. Эти группы нападали на большевистские поезда. Части особого назначения пришли в дома, где жили представители отряда, и произвели адресные аресты. То есть был донос. Зима тогда выдалась суровая, было много снега, и где-то вот тут, у речки, 20 казаков расстреляли.
История эта долгое время ходила только в преданиях, и лишь сейчас некоторые из безымянных казаков благодаря стараниям Терского общества любителей казачьей старины обрели имена. Олег Губенко и сотоварищи вернули из забвения многие исторические факты: материала набралось на полноценный музей истории казачества, который работает при подворье Казачьего культурно-исторического центра Минеральных Вод. Посещение музея – прекрасный повод задуматься о собственной семейной истории. Там же церковь, возведенная руками самих казаков из Минераловодского городского казачьего общества, и курень, построенный как в старину. Туристов там потчуют при свечах: электричества предки нынешних казаков не знали.
Чтобы было любо
Конечно, проблем у тех, кто пытается развивать этнографический туризм в сугубо курортном регионе, хватает. Как сделать так, чтобы турист с одной стороны поехал к казакам массово, а с другой – поехал не просто, чтобы поесть и погулять, а чтобы историю узнавать? И что готов предложить регион такому, весьма въедливому, разборчивому и опытному туристу помимо собственно истории?
- Казачья культура может каждому дать что-то свое: кому-то нравится кухня и застолья, кому-то лошади, кто-то без ума от народной одежды, кому-то близка наша философия и взгляд на мир, – рассуждает Наталья Гребенькова. - Моя мечта - чтобы сеть казачьих подворий на Ставрополье развивалась и дальше, чтобы в населенных пунктах появились национальные казачьи кафе и рестораны, арт-объекты и свои региональные сувениры: вещи, которые не стыдно купить в подарок, оставить на память. Хранящие дань уважения и благодарности к нашему прошлому, к предкам.
Пока Наталья к мечте на полпути: подворья уже есть, держат их энтузиасты, у которых полно классных идей, и есть туристы, поток которых в новых условиях будет неизбежно увеличиваться. Арт-объекты, региональные сувениры и национальные рестораны - подтянутся. А "Национальный акцент" будет наблюдать и помогать. Мы же кунаки, а кунак - это немного больше, чем просто друг.
Текст и видео Юлии Бобковой. Фото Юлии Бобковой, Ейко Богданова, Натальи Гребеньковой и Милены Черевко.
Этноэкспедиция Гильдии межэтнической журналистики прошла при поддержке Фонда президентских грантов. "НацАкцент" благодарит аппарат Правительства Ставропольского края, общественную организацию "Казаки терского казачьего войска" и ставропольское отделение Гильдии межэтнической журналистики за содействие.