В тридцати километрах от Владикавказа работает одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Северного Кавказа. Как выращивают яблоки в Северной Осетии, чем хороши воронежские шмели и при чем тут казаки, выясняла Юлия Бобкова.
Архонская – станица в Пригородном районе Северной Осетии, основанная в 1838 году терскими казаками. По состоянию на 2021 год ее население составляло восемь тысяч двести человек. Большинство жителей – 62,3 % – потомственные казаки, на втором месте – 33,8% – осетины. У станицы славное военное и "гражданское" прошлое: на фронтах многочисленных войн второй половины XIX – первой половины XX века архонцы заслужили боевую славу, а в мирной жизни прославились своими выдающимися сельскохозяйственными навыками. Говорят, урожаи в тех краях собирали феноменальные. "Виноваты" в этом, конечно, и уникальные климатические особенности региона: "погоды" в Архонской стоят примерно такие же, как в итальянских предгорьях Альп. Но региону явно повезло не только с природой и погодой, но и с людьми.
А может права людская молва?
- Многие знают, что казаки – выдающиеся воины. А они еще и уникальные земледельцы, – говорит главный агроном ООО "Казачий хутор" Феликс Отараев. – Я сам осетин, но на работу предпочитаю брать именно казаков. У них к земледелию талант. Один казак на земле трех осетин стоит!
- Ну что ты такое журналистам говоришь, это не для прессы. Для прессы – двух! – вторит коллеге заместитель генерального директора предприятия Батраз Дзарасов.
Разговор этот происходит в бескрайнем яблоневом саду, в который завезли участников этноэкспедиции Гильдии межэтнической журналистики в Северную Осетию, чтобы показать пример успешного местного бизнеса. Конечно, бескрайним сад только кажется, границы у него есть, но размеры впечатляют: на данный момент засажено чуть менее тысячи гектаров. И в ближайшие несколько лет площадь сада владельцы компании планируют увеличить как минимум вдвое.
На "Казачьем хуторе" вне сезона работают 560 человек. В сезон, то есть во время сбора плодов, нанимают еще 1200-1500. Коллектив многонациональный – русские, в том числе казаки, осетины, грузины, армяне. Станичников – около 40%.
Мы предпочитаем сами растить кадры, нанимаем выпускников местных вузов, проводим для них стажировки и семинары. Яблоки мы с 2016 года выращиваем по интенсивной технологии. А это совершенно особая история. Человеку нужно минимум год отработать, чтобы постичь все нюансы. Привлеченные специалисты тоже, конечно, есть. Но с местными, то есть теми, кто заинтересован работать долго и на результат, сотрудничать выгоднее, –
объясняет Феликс Отараев.
Средняя зарплата на предприятии – 40 тысяч рублей. В сезон можно заработать 50-60 тысяч. Средняя зарплата по Северной Осетии, по данным Росстата, в 2021 году составляла 32 851 рубль. И это в целом по региону, включая доходы жителей Владикавказа изо всех отраслей.
Все в сад!
Традиционно юг России славился своими плодовыми культурами. Яблоки и груши в наших краях выращивали испокон веков. Но времена эти края знавали разные, сады приходили в упадок, технологии терялись. Поэтому, когда решили создавать предприятие, обратились к опыту зарубежных коллег: закладывать сады и выбирать сорта помогали специалисты из Италии. Уже через пару лет они приезжали и удивлялись, как хорошо и быстро прижились культуры, –
рассказывает Отараев.
Яблоки в садах выращиваются семи разных сортов, поэтому урожай собирают долго: с начала августа до конца октября. В прошлом году на предприятии заработало новое плодохранилище, благодаря которому стало возможно длительное хранение, а следовательно круглогодичная работа с ретейлами. Сейчас архонскими яблочками могут побаловаться покупатели многих федеральных сетей: "Дикси", "Бристоль", "Пятерочки", "Копейки", "Ленты" и других.
Суперинтенсивная технология предлагает применение методики "умного" сада: поливаются яблони автоматически, благодаря системе капельного полива. Вмешательство человека требуется минимальное.
Впрочем, сами себя сажать яблони еще не умеют, а значит, при развитии бизнеса и посадки новых саженцев будут неизбежно появляться новые рабочие места. Есть от "Казачьего хутора" местным жителям и еще один профит: недорогие и обученные... шмели.
Мохнатый шмель и его чаяния
Чтобы опылять плодовые культуры, нужны пчелы или шмели. Чтобы опылить тысячу гектаров яблонь, нужно очень много пчел или шмелей.
Шмель работает быстрее и лучше, чем пчела. Первые наши шмели были из Голландии. Хорошие ребята, работящие, но дорогие. Поэтому стали искать соотечественников. Нашли в Воронеже. Наши, воронежские, оказались ничем не хуже! И дешевле. Закупаем их в больших коробках, когда период цветения заканчивается, перепродаем местным в теплицы: огурцы и помидоры плодоносят дольше, чем яблони, –
говорит Батраз Дзарасов.
Дзарасов шутит, что шмелей опрашивали: условиями труда они довольны и жалоб не имеют. Люди, как мы имели возможность убедиться, тоже: в садах увидели двух рабочих, которые высаживали молодые яблони. Говорят, все устраивает: работа есть, на своей земле, зарплата – достойная. Вот только представляться перед журналистами ребята застеснялись. В садоводстве местные жители, что казаки, что осетины, – доки. А вот самопиар пока только осваивают.
Этноэкспедиция Гильдии межэтнической журналистики в Северную Осетию состоялась по приглашению Комитета по делам печати и массовых коммуникаций Северной Осетии при поддержке Фонда президентских грантов.
Текст и фото Юлии Бобковой.
Тэги