На маленьком заднем дворе – людно и "конно". Мы, журналисты из разных регионов России, жмемся к стенам: так близко лошадей в таком количестве многие из нас не видели никогда. Некоторые кони смирно бегают по кругу, некоторые – бьют копытами и ревниво косятся на гостей. А это пока даже не сама репетиция, а подготовка к ней: артисты-люди помогают артистам-коням предварительно размяться. На репетиции и представлении театра "Нарты" побывала Юлия Бобкова.
Тернии и звезды
Государственный конно-драматический театр "Нарты" появился в 1990 году. Точнее, тогда появился еще не театр, а его предтеча – студия "Кентавр". Согласитесь, с высоты прошедших тридцати с хвостом лет кажется, что это был не самый подходящий год для зарождения нового дорогостоящего дела. Но времена не выбирают, их подстраивают под себя. Ставку "нартовцы" и их первый художественный руководитель народный артист России и Северной Осетии Анатолий Дзиваев сделали на вечную классику и национальный колорит, работая как с драматическим материалом мировых гениев, включая Шекспира, так и с легендами и преданиями Северного Кавказа. Всего за четыре года театр-студия "превратился" в конно-драматический, еще через два года – получил статус государственного, а в 2001-м на III Всемирной театральной Олимпиаде в Москве – вошел в десятку лучших театров России.
К началу 2000-х о театре узнала широкая российская общественность, последовали приглашения на съемки художественных фильмов. В сентябре 2001 семь самых опытных актеров-каскадеров театра принимали участие в работе над "Связным" Сергея Бодрова-младшего. 21 сентября в Кармадонском ущелье произошла трагедия, в результате которой погибли или пропали без вести 125 человек, включая съемочную группу и самого режиссера.
Под ледником Колка навеки остались артисты "Нартов" Руслан Тохтиев, Виктор Засеев, Марина Газанова, Сослан Сланов, Заза Багаев, Алан Кесаонов, Таузбек Канатов и три самых опытных коня – Алан, Арт и Бобыль. В 2003 году в память о коллегах Тимур Сикоев поставил спектакль "Посвящение семерым".
- Семь человек погибли – основной состав, профессионалы высочайшего класса, лучшие из лучших. Это был такой сильный удар, после которого оправиться тяжело, – вспоминает администратор театра "Нарты" Аркадий Шаркий. – В итоге в нулевых-десятых годах театру пришлось пережить очень сложные времена. По личным причинам ушел Дзиваев, после него руководство менялось постоянно, покидали театр опытные артисты и постановщики, старели кони. Регулярного финансирования не было. Площадка для тренировок и выступлений приходила в запустение.
Положительные изменения начались в 2019-м, когда впервые за долгое время "Нарты" представили публике долгожданную премьеру: к юбилею Коста Хетагурова вернувшийся после перерыва в театр Тимур Сикоев поставил спектакль "Праздник в горах".
В ежедневном режиме
Человеку, чтобы поддерживать себя в форме, нужно проходить не менее 8 тысяч шагов в день и "съедать" 2-2,5 тысячи калорий. При этом особых условий нам не требуется: главное справиться со своей ленью и перейти с автобусов и автомобилей на пеший ход. Лошади, тем более лошади-артисту, в построении режима нужна людская помощь.
В театре "Нарты" на данный момент "служат" 12 лошадей. У каждой из них свой характер и привычки. И каждой нужно внимание.
Зарина Дедегкаева – ветеринарный врач и тренер. Как ветеринар отвечает за питание и здоровье подопечных, как тренер – занимается отработкой элементов высшей школы верховой езды.
- В театре лошади нужны разные. Есть у нас кони-артисты, которым нет равных в джигитовке, есть – "танцоры". Для джигитовки порода значения не имеет, главное дружелюбие и непугливость. А вот для высшей школы верховой езды, то есть танцев, лучше всего подходят андалузы.
Рацион четвероногие артисты получают сбалансированный: около 6 кг овса, 6-8 кг сена, кукурузу, яблоки, морковь, отруби, витамины... В зависимости от сезона дневное меню может меняться.
Но самое главное качество, без которого артист из лошади не получится, – выносливость. И качество это необходимо развивать ежедневными тренировками. Конно-драматические спектакли как правило проходят на открытом воздухе, часто – на стадионах. Зимой на стадионе много не набегаешь, даже на Кавказе. Значит, нужна крытая площадка. Специальный ангар для тренировок и репетиций появился в театре в 2020 году.
Легенды возвращаются
Среднестатистическая репетиция занимает не менее 4 часов, иногда больше. Сначала надо "разогреть" коней, дать им настроиться на рабочий лад. Именно этот процесс мы наблюдали в первые минуты пребывания в театре.
Затем, уже на манеже, отработать галоп и трюковые элементы. Не все получается сразу: повторение – мать учения. И так – каждый день. Простой недопустим.
Спектакли в театре сейчас проходят в том самом репетиционном ангаре: построить его два года назад помогло государство, а вот зрительские места "нартовцы" добавили уже за свой счет, чтобы как можно быстрее начать регулярные выступления. Скромный размер сцены ограничивает количество зрителей. График выступлений – раз в неделю в обычные дни, два раза в неделю – по особым случаям, например, в новогодние каникулы.
Совсем рядом с ангаром, за строительным ограждением, – огромное поле с трибунами, его нам вечером, уже после спектакля, показывает художественный руководитель театра Тимур Сикоев.
- Когда-то на этом поле устанавливали исторические декорации для масштабных спектаклей. Потом сцена пришла в запустение, – рассказывает Тимур Мисостович. - В республике шесть театров. Всем и сразу помочь не получается, это понятно. Но нам нужно пространство для выступлений, и самим без помощи государства такую задачу не решить. К счастью, руководство региона это понимает. В первый же месяц своей работы новый глава Северной Осетии Сергей Иванович Меняйло пригласил меня и сказал: "Будем делать реконструкцию". И действительно, процесс пошел!
Разовые представления, например, новогодние, проходят на большой сцене уже сейчас. Загадывать, когда именно пространство заработает в полную силу, руководство не решается. Но "процесс" точно пошел. Аншлаг в зале тому подтверждение: на сайте театра билеты на спектакль "Нарты. Легенды возвращаются", который идет этой весной, раскуплены на месяц вперед.
Текст и фото Юлии Бобковой, видео Алены Миронец.
Материал подготовлен в рамках экспедиции Гильдии межэтнической журналистики при поддержке Фонда президентских грантов.
Тэги