База качественных современных этноколлективов и исполнителей может появиться в России. С таким предложением выступили в ходе круглого стола на тему «Поддержка независимых фольклорных коллективов в условиях санкционного давления» в Общественной палате РФ.
Участники встречи отметили, что в ситуации экономического кризиса в связи с антироссийскими санкциями этнические коллективы и фольклорные исполнители оказались незащищены, поскольку прервалась их концертная деятельность. Для многих выступления за границей составляли существенную долю дохода, поскольку гастроли по России были нерегулярными. Члены ОП добавили, что именно фольклористы хранят музыкальные традиции народов России и интегрируют их в современную музыкальную культуру, делают понятными молодому поколению.
Многие из этих коллективов и исполнителей могут не выжить, если мы сейчас не придумаем систему, чтобы они получили гастроли внутри страны, а молодежь не узнает, что у нас есть такая музыка. Поэтому нам нужны четкие механизмы осуществления поддержки наших этномузыкантов. При этом важно, чтобы в этот механизм попали не случайные люди, а те, кто делает качественную, интересную, может быть, не бесспорную музыку, но имеющую возможность для будущего развития, — подчеркнула модератор круглого стола Маргарита Лянге, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, президент Гильдии межэтнической журналистики.
К дискуссии присоединились этнограф, певец и музыкальный продюсер Сергей Старостин, фольклорист, музыковед и исполнитель украинской народной музыки Наталья Сербина, этномузыколог, лидер и художественный руководитель финно-угорской группы OYME Ежевика Спиркина, аранжировщик и саунд-продюсер Владимир Осинский, продюсер, музыкальный эксперт и автор проекта «Радио Кальян FM» Владимир Кальян, руководитель Фестиваля северной музыки «Манящие миры — Этническая Россия» Елена Тюрина и многие другие.
Сергей Старостин отметил, что фольклорным исполнителям всегда сложно зарабатывать, поскольку в их продвижении не заинтересованы «желтая» пресса, теле-шоумены и топовые радиостанции.
Этническое музыкальное движение носит характер личностный. Это продукт эксклюзивный, с ним сложно иметь дело. Но сегодня, когда самоидентификация, как никогда, выходит на первый план, им надо заниматься, — считает он.
Участники встречи также поговорили о сложностях, с которыми сталкиваются независимые фольклорные коллективы при организации концертной деятельности. Они обсудили отсутствие специальных площадок, системы продвижения этномузыки среди молодежи, образовательных программ. Музыканты пожаловались на нехватку продюсерских центров, занимающихся организацией концертных туров внутри России, ориентированных на молодую аудиторию.
Тем не менее, фольклористы заметили, что зрители всячески приветствуют народное творчество и в больших, и в маленьких городах России. Это указывает на нехватку такой музыки, поэтому господдержка гастрольной деятельности поможет как коллективам, так и широкой аудитории россиян.
Одной из самых насущных проблем для фольклористов в связи с санкциями стало отсутствие финансирования. Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, модератор круглого стола Владимир Зорин напомнил, что в настоящее время различные культурные инициативы получают гранатовую поддержку и через Фонд президентских грантов, и через Президентский фонд поддержки культурных инициатив. Он добавил, что проекты, связанные с краеведением, народным творчеством и сохранением исторического наследия народов России находятся в зоне особого внимания экспертов.
Эксперты также обратили внимание на то, что многие независимые фольклорные исполнители существуют в качестве ИП и фондов, для которых также предусмотрена система мер господдержки. Маргарита Лянге подчеркнула, что работа с независимыми фольклорными исполнителями должна начаться с создания базы качественных современных этноколлективов и исполнителей, которых можно рекомендовать к такой поддержке.
Владимир Кальян подчеркнул, что необходимо верифицировать творческие коллективы и исполнителей, которые войдут в единую базу. По его мнению, для этого нужно возродить художественные советы.
Участники дискуссии предложили продвигать этническую тематику в программы филармоний, в практику школ и музеев, возродить систему фестивалей, в том числе профильных: славянской культуры, финно-угорской культуры, тюркской культуры, культуры коренных малочисленных народов и т.д., создать продюсерский центр по типу АНО «Русские сезоны», организовать совместно с РЖД проект «Агитпоезд национальных культур».
Самые важные новости и тексты читайте в телеграм-канале https://t.me/nazaccent