Коллективная монография "История и культура уйльта (ороков) Сахалина: Историко-этнографические очерки (XIX–XXI вв.)" вышла в конце 2021 года. На создание научной работы ушло почти 10 лет, сообщили в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Над монографией работали 11 человек: сотрудники института, а также известные этнологи и лингвисты из Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска и молдавского Кишинева.
Издание стало первым в отечественной и зарубежной историографии комплексным исследованием, посвященным уйльта Сахалина. В работе уделено большое внимание религиозным воззрениям, обрядам и обычаям, а также устному народному творчеству, музыкальному, хореографическому, декоративно-прикладному искусству. Кроме того, ученые подробно осветили вопросы хозяйственной деятельности, народные знания, культуру питания народа.
Отдельные разделы посвящены социальному устройству, семейному быту, играм и физическому воспитанию. В монографии также уделили внимание ранее мало затрагиваемым аспектам, таким как традиционное природопользование, обычное право и военное дело, торговля, роль православия в духовном воспитании.
Ученые отмечают, что столкновение уйльта с "индустриальной цивилизацией" отразилось на духовном и физическом развитии народа и повлияло на рост смешанных браков. Авторы отмечают, что сегодня проблемой является не только потеря самобытной национальной культуры этноса, но и физическое выживание популяции, как этнической единицы.
При этом у народа остаются стабильными традиционная кухня, декоративно-прикладное, музыкальное и танцевальное искусство, народные знания о фауне и флоре, а также связанные с хозяйственными занятиями умения предугадывать погоду и ориентироваться в тайге и тундре. Частично сохраняются ритуалы, связанные с культом воды и огня.
К изданию прилагается большое количество иллюстраций, среди которых встречаются очень редкие фотоматериалы.
По данным переписи 2010 года, в России проживает 295 представителей народа уйльта. Подавляющее большинство находится в Сахалинской области.