Сделать ватную елочную игрушку вновь популярной и доступной намерены мастерицы единственной в стране мануфактуры, которая профессионально возрождает производство традиционной ватной игрушки как русского сувенира. Здесь не только охотно делятся секретами ее создания со всеми желающими, но и дают возможность бесплатно обучиться ремеслу. В канун новогодних праздников "НацАкцент" заглянул в мастерскую мануфактуры, которая расположилась в келье XVIII века на территории Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря.
По старинной технологии
Вата, крахмал и кусочек медной проволоки с акриловыми красками – это все, что нужно, чтобы в ваших руках пушистое облако из хлопка превратилось в куклу-пеленашку, малыша на санках или другого персонажа. Технология изготовления таких игрушек в 21-м веке, несмотря на новые технологии и материалы, осталась прежней – только из ваты и клейстера. Ее возродили мастерицы мануфактуры "Московская игрушка" Центра развития ремесел "Семейные традиции".
"Наша задача – обучать и продвигать мастерство ватной игрушки, переведя его из разряда поделки в искусство", – говорит сотрудница мануфактуры Ираида Кочетыгова.
Здесь проходят всероссийские конкурсы ватного мастерства, итоги последнего из которых "Сказки народов России: кукольная этнография", подвели в конце декабря, совершенно бесплатно обучают ремеслу мам детей-инвалидов, женщин, оставшихся в пандемию без работы, женщин 50+, волонтеров, коррекционных педагогов и социальных работников, и помогают им реализовывать изделия.
Социальные проекты мануфактуры поддерживает Фонд президентских грантов.
История мануфактуры началась со Светланы Модновой. Художник-модельер по образованию, несколько лет назад она увлеклась ватной елочной игрушкой. Помещение для мануфактуры безвозмездно предоставили в Николо-Перервинском монастыре, в пандемию Светлана с единомышленниками — лучшими мастерами России по ватной игрушке, кукольниками-мультипликаторами разработали курсы для авторской школы по обучению ватному мастерству – их прошли уже порядка 2,5 тысячи женщин. А недавно здесь создали первый в стране музей ватной игрушки. Экспонаты в музей приносят сами сотрудники, жертвуют прихожане монастыря, коллекционеры и просто любители ватной игрушки. На выставочных стендах представлены игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских с 1920-х годов до наших дней.
Семь одежек
"Ватная игрушка не может стоить дешево, потому что очень трудоемкая работа, – говорит Ираида Владимировна. – Чтобы сделать красивую куколку в домашних условиях, мастеру может потребовать от 5 дней до месяца-двух в зависимости от сложности".
Ватную игрушку создают поэтапно. Сначала из проволоки формируют каркас, на котором создают тело фигурки. Затем начинается самый увлекательный процесс "одевания".
Вату наносят послойно, склеивая с помощью клейстера и высушивая каждый слой, как бы одевая игрушку.
"Если хорошо не просушить, она пожелтеет. Поэтому мы придаем правильной сушке особое внимание. Такие игрушки живут более ста лет", – отмечает Ираида Кочетыгова.
История страны в игрушке
Первая ватная игрушка появилась в Германии, откуда она и пришла в Россию, и началась ее история с царской семьи – в 1817 году Александра Федоровна устроила первую праздничную елку в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. А прижилась елка и вовсе ближе к 1840-м годам. Поначалу елочные игрушки могли себе позволить только очень состоятельные люди, императорская семья и дворяне – в народе игрушку так и прозвали "царская".
– На один стеклянный шар стоимостью 20 рублей можно было купить корову, покупка целой елки могла обойтись в 200 рублей – стоимость небольшого домика под Петербургом. Поэтому наши мастерицы стали выходить из положения, покупать немецкие журналы с картонажем, которые присылали из Европы, вырезали игрушки и украшали их с помошью ваты, – рассказывает мастерица.
А в 1914 году, когда шла война с Германией, многие выступили против елки. После революции рождественская елка и вовсе стала не нужна, в 1929 г. праздник запретили. Спустя несколько лет, в 1932-м, елку было предложено вернуть, но теперь уже рабоче-крестьянским детям. Идею поддержал сам Сталин, и с 1935 года начинается история ватной советской игрушки.
Ушли в забытье ангелы и малыши, на смену розовощеким младенцам пришли лыжники, спортсмены. Они по-прежнему делались вручную по той же технологии.
– Начиная с 38-39-х годов появляются фабрики игрушек, теперь ставят елку в каждом доме, и игрушка становится массовой. Появляется штамповочный способ изготовления, когда в специальную форму закладывали вату с клейстером и штамповали в горячем прессе. Эти игрушки уже были без каркаса, две половинки наполняли макулатурой, опилками и склеивали.
Был и веретенный способ изготовления, из шерсти цветной нитью и формовочный – ее придумал художник Русаков. В форму закладывали вату, обработанную клейстером, отходы производства, потому что хорошая вата была в дефиците, высушивали, склеивали между собой, чтобы не было заметно шов, проклеивали ватой. Все зверушки в СССР изготавливались в основном формовкой. Готовую игрушку покрывали слюдой или посыпали стеклянной пылью, чтобы сверкала. Россия стала единственной страной, которая стали массово изготавливать ватную игрушку.
Игрушка закончила свое хождение в 1966-х, хотя отдельные фабрики выпускали ее до 1980-х годов. Когда же рынок наводнил дешевый пластик, ватная игрушка сошла на нет.
С 1995 года отдельные художники стали воссоздавать технологии и создавать художественные произведения. Массово возрождение началось примерно с 2013 года.
У московской мануфактуры в планах цикл мастер-классов и работа в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Коми, на п-о Таймыр, в Башкирии и Московской области.
– Сейчас очень много мастеров и артелей, но мы создали первый музей и у нас представлена не только старинная ватная игрушка, но и современные, разработанные нашими художниками. Мы хотим, чтобы ватная игрушка стала нашей национальной традицией, но чтобы ее стали воспринимать, ее надо популяризировать.
Тэги