Композитор отказалась от победы в бурятском конкурсе после обвинений в колониализме

Оцените статью  
  Рейтинг: 0
(Голосов: 0)
You Rated: Not rated
Поделитесь новостью
Композитор отказалась от победы в бурятском конкурсе после обвинений в колониализме фото П. Молчанова, предоставлено "НацАкценту" Республиканским центром народного творчества Бурятии

Петербургский композитор, доцент консерватории имени Римского-Корсакова Светлана Нестерова отказалась от победы в конкурсе на создание национальной оперы к 100-летию Бурятии после скандала. Бурятское театральное сообщество обвинило ее в незнании национальной культуры и показе оперы, которую уже представляли зрителям, сообщает Znak.com.

О причинах отказа от победы Нестерова рассказала в видеообращении. По словам композитора, она узнала о конкурсе на создание оперы год назад и сразу решила, что будет участвовать. После этого Нестерова начала изучать бурятский фольклор и эпос, нашла сюжет сказки о девушке-лебеде „Хун-шубуун".

За основу будущей оперы композитор взяла лежавшую "в столе" работу с похожим сюжетом. Она добавила к своей истории "яркий национальный колорит". Большинством голосов жюри конкурса присудило Нестеровой первое место.

Я уехала из Улан-Удэ окрыленная счастьем. Когда я вернулась в Петербург, пошли какие-то круги ада, - рассказала она.

От победы Нестерова решила отказаться после публикаций, в которых критиковали ее оперы.

Только сейчас поняла масштаб своей глупости! Зачем я вообще залезла в эту межнациональную историю? Люди в Улан-Удэ хотели видеть победителем только бурята! Получилось, в чужой монастырь со своим уставом, - сетует композитор.

Светлану Нестерову раскритиковала театровед Туяна Будаева.

Итак, высокое жюри решило, что нам, бурятам, к 100-летию государственности нужна… Сказка. Ну вот такой мы, по мнению жюри, сказочный народец, видимо. Веселые человечки, — написала она на своей странице в Facebook.

Будаеву поддержали в комментариях и отдельных постах. Нестерову обвиняют в использовании старого произведения, которое уже исполняли в Санкт-Петербурге в 2016 году, в "договорной" победе и колониальном взгляде на конкурс. В одной из публикаций Будаева заявила, что композитор ничего не знает о бурятах, никогда не была в Бурятии, не понимает местный менталитет и бурятскую мифологию. Театровед также возмутилась тому, что в экспертном совете по оценке либретто и в музыкальном жюри не было ни одного специалиста по бурятской музыке, а трое из членов жюри "профессионально родом из Петербурга".

Просто берут и в давно написанном сочинении заменяют имена персонажей, и подсовывают свой опус дикарям-аборигенам в надежде, что, извините за сленг, проканает, — написала Будаева.

С выдвинутыми в свой адрес претензиями Светлана Нестерова не согласилась. Она подчеркнула, что ее произведение исполнялось только один раз на некоммерческом концерте без постановки в филармонии Санкт-Петербурга.

Если речь о том, что в жюри были питерские, так это вообще ни о чем не говорит, кроме того, что там работают и поднимают музыкальное искусство именно петербургские музыканты. Там половина оркестра питерских сидит. Играют на высочайшем уровне, - прокомментировала композитор изданию Znak.com.

После решения Нестеровой сняться с конкурса победа была отдана композитору Баиру Дондокову. Первоначально его эскиз "Эреэхэн" занял второе место. Премьера оперы состоится в Бурятском театре оперы и балета в декабре 2022 года.

Таяна Будаева отметила, что история продолжает быть болезненной даже после отказа Нестеровой от победы. Она подчеркнула, что у бурят "вопросы национальной идентичности сейчас саднят, как раны". Будаева считает, что оргкомитет конкурса должен был аннулировать результаты или назначить переголосование. Произошедшее она назвала унижением бурятского народа и национальной государственности. Также Будаева считает, что бурят и Бурятию намеренно выставляют в образе "оголтелых националистов".

Тэги
Поделитесь новостью