Выставки в Музее Востока: котята из бивня мамонта и обряды неженатых мужчин эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 9)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Выставки в Музее Востока: котята из бивня мамонта и обряды неженатых мужчин фото Т.Самусенко, НацАкцент

Этой осенью у москвичей и гостей города есть возможность чуть больше узнать о культуре многонациональной России. Но выставках "Бурятская мелодия" и "Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города" побывала студентка Школы межэтнической журналистики Татьяна Самусенко.


Главное здание Музея Востока на Никитском бульваре – высокая дверь, множество плакатов вокруг – какие выставки, зачем нужен QR-код и олимпиада для школьников. Тяжелая дверь с трудом поддается, но через пару мгновений я показываю QR-код вместе с паспортом: в Москве локдаун, вход в музей только по предъявлению этого документа.
А вот и обещанные рекламным объявлением "олимпиадники" – команда школьников с кучей бумажек в руках. Дети проходят вслед за учителем, первый этаж становится свободнее. Сотрудник музея проводит к гардеробу, потом на второй этаж к экспозиции.

Бурятская мелодия
Поворот налево и открывается выставка резчика Бато-Мунко Чимитова "Бурятская мелодия". За белыми колоннами более 30 художественных изделий: от миниатюр до женских украшений. Главная особенность – большинство работ сделано из бивня мамонта.

Выставка Чимитова
Резьба по кости – нетрадиционный вид творчества в Бурятии. Народные мастера всегда использовали металл, дерево, мягкие материалы – шерсть или войлок. Кость встречается в бурятской культуре в минимальном количестве. В основном, для изготовления бытовых и повседневных предметов. Бато-Мунко Чимитов первый занялся художественной резьбой, используя бурятские и буддийские мотивы.

Экспонаты
В 1976 году Он окончил подмосковное Абрамцевское художественно-промышленное училище. Потом вернулся в Бурятию, стал работать на заводе сувениров в Улан-Удэ. Чимитов стал во главе костяного цеха, где мастера выполняли работу по цевке – трубчатой коровьей кости. Из нее делали сувениры. Например, в 1980 году Чимитов изготовил стаканчик с символикой Олимпиады, который был отправлен в Москву.

Танки

Все скульптуры маленькие, на выставку выделен только один зал. В некоторых местах висят буддийские танки – религиозные изображения на ткани. Их выделили из фондов музея Востока, чтобы тематически дополнить экспозицию. Посетители останавливаются у большого телевизора: смотрят фильм о резьбе по кости.

Художник Чимитов в работах часто обращается к буддийской тематике. Скульптуры, несмотря на малый размер, выглядят монументально и мощно. Нагибаешься, чтобы четче рассмотреть каждый узор и завиток. На стенах стенды с пояснениями: что означает каждая фигура, историческая справка и факты из бурятской культуры. Можно узнать, что скульптура "Борцы", где два атлета участвуют в схватке – дипломная работа Чимитова 1976 года.

Миниатюры
Взгляд приковывают предметы быта: шкатулки, ножи и даже фигурные шахматы. В работах художника все связано с локальными традициями. Бурятские ножи – символ мужественности. Традиционно мастера делали их из металла и серебра. На рождение ребенка семье дарили нож, с которым мальчик должен был идти по жизни. Для украшения оружия использовали камни: бирюзу, яшму, малахит. Чимитов выполнил работу в традиционной стилистике, но вместо металла использовал кость.

Нож
Рядом люди долго и внимательно рассматривают женские украшения. Обычно их изготавливают из серебра, но художник сделал основу из бивня мамонта. В бурятской культуре то, что украшает женщину, должно и "оберегать" её. Каждому талисману свое место на теле. Например, нагрудные украшения защищают от злых духов. Также девушки использовали амулетницы, в которые складывали молитвы и травы.
На выставке многие анималистических скульптур. Это не удивительно: скотоводство – экономическая основа жизни народа. Из шерсти шили одежду, из гривы делали таары – бурятские ковры.

Нож - слева, женское украшение - по центру
Фигурные шахматы тоже сделаны в анималистическом жанре. Вместо пешек котята (детеныши снежного барса), вместо слонов – верблюды. Барса нет в природе Бурятии, но животное напрямую связано с культурой Восточной Азии, где ирбис – символ смелости и силы. Мастер Чимитов создает метафору: когда котенок-пешка дойдет до края доски, станет ферзем – взрослым барсом.

Шахматы
В зал заходит женщина с ребенком. Мальчика больше всего привлекают красочные буддийские изображения. Пока мама читает описания, он ходит вокруг скульптур, все время поглядывая на хосты:
— А почему они так сидят? А почему так много людей нарисовано?
— Это буддийская культура, у них так принято.

Посетители
После просмотра всех работ остается только одно – поучаствовать в интерактиве. На подставке стоит блокнот, где каждый посетитель может оставить отзыв – послание художнику Чимитову и кураторам экспозиции. Выставка идет всего неделю, а тетрадь уже наполовину исписана, люди ценят возможность "пообщаться" с автором. Некоторые пишут вопросы: "где вы берете бивень мамонта в 2021 году?".

Книга для вопросов автору

"Бато-Мунко Чимитов покупает материал из других регионов. В Бурятии нет мамонта. А например, на Камчатке его много, добывают бивни и продают", - рассказывает куратор выставки искусствовед Татьяна Алексеева. По ее словам, что у мастера в этом году впервые появились ученики: "набор студентов из колледжа искусств в Улан-Удэ. Пока рано говорить о результатах работы, но, если появились молодые лица, значит есть перспективы развития ремесла".


Кубачи - Зирехгеран
Следующая временная выставка по коридору прямо. "Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города" – проект, объединивший Государственный музей Востока с Национальным музеем Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи. В средневековье на месте современного села Кубачи находился Зирехгеран. В переводе "зирехгеранцы" – "кольчугаделатели", мастера по металлу.

Кубачи

Здесь больше одного зала, первый полностью посвящен архитектуре старинного поселения.

Впервые в Москву привезли тяжелые камни с рельефными рисунками – религиозными изображениями и декоративными арабскими надписями.

Камень – материал сложный. В Дагестане больше нигде такого не увидеть, только в Кубачи. Попадая в атмосферу средневекового города, чувствуешь себя путешественником во времени.

Барельефы
На стенах множество фотографий: реконструкции домов, рельефы, украшающие здания "центра" власти. Можно посмотреть, как благодаря резным камням складывается величественный облик всего аула.

Оформление зала

Во втором зале представляешь, что заходишь в "кунацкую" – парадную комнату в северокавказском доме. Попадаешь в аутентичный мир дома кубачинцев. Красочные ковры, женские манекены в народной одежде, бутафорский камин – половина экспозиции посвящена домоводству и рукоделию. В центре под стеклом различные украшения, бусы и серьги.

Кунацкая

Две девушки рассматривают "казы" – длинные кубачинские платки:
— Очень тонкие ткани, выглядят красиво.
— Меня больше привлекает вышивка, необычно смотрится.

Узоры на платке имеют свой смысл. По ним можно понять семейное положение кубачинской девушки: если рисунок крупный, значит она замужем.

И в наше время женщины обязательно надевают казы при выходе на улицу.
В другой половине зала гости рассматривают церемониальные костюмы для шествий и обрядов. Посетители читают текст со стенда, чтобы понять, к какому ритуалу относится тот или иной предмет.

Мужской наряд – одежда участников братства кубачинских пальтар, куда вступали только "неженатые" в возрасте 15-17 лет.

Это объединение готовило молодых парней к семейной жизни.

От одного до двух месяцев юные пальтары проводили обряды и встречались в специальном здании.
В одном из ритуалов "Хун" молодые люди ставили кувшины к роднику, и пока они наполнялись водой, пальтары собирали цветы, чтобы украсить ими сосуды. Потом строем возвращались в город и раздавали кувшины жителям.
А в последний день проводился обряд похищения шахской жены. Он проводился в форме театрального представления. Металлическая маска шаха на выставке – единственный сохранившейся подобный экспонат.

Маникены

Сегодня традиция братства пальтары трансформировалась, но до конца не пропала: молодые люди "зажигают" на кубачинских свадьбах, специально готовя выступления.

Третья часть выставки – мастерская. Самый темный и тихий зал. Свет падает в основном на экспонаты, поэтому от картин на стенах появляются крупные тени.
Кубачинцы в основном работали по металлу, создавая кольчуги, предметы быта и ювелирные изделия. Мастерских как таковых не было, слишком мало места в домах. Обычно на квартал выделяли комнату, где кипела вся работа.

Весы - обязательный инструмент для ювелира

Под стеклом инструменты, которым по 200-300 лет. Очки мастера, шкатулки и ножи представлены в полутьме, кажется, что уже наступил вечер.

"Подобная выставка проходит впервые. Раньше выставлялись только изделия кубачинских ювелиров. Здесь мы попытались показать жизнь народа через культурные традиции", –

рассказала куратор выставки искусствовед Джамиля Дагирова.

Выставка "Бурятская мелодия" продлится в музее Востока до 21 ноября. "Кубачи – Зирехгеран" будет идти дольше – до 1 декабря.

Тэги
Поделитесь статьей