Как в современной музыке используются традиции якутского обрядового хоровода? На каких музыкальных инструментах играют эвенки и башкиры? В чем уникальность древнерусских песен? В День народного единства фолк-музыканты, полуфиналисты музыкального конкурса "Громче" рассказывают о том, как в их песнях отражаются национальные мотивы культур народов России.
Якутские: кылыhах, олонхо и оьуохай
Певица из Якутии Умсуура Варламова для участия в конкурсе "Громче" выбрала песню "Мохсо5оллор":
— Меня вдохновляют на фолк мои истоки и гены, мама – носительница истинно-якутского колоритного голоса "кылыhах". Это вокальный приём, который осуществляется путем замыкания гортани и связок.
Песня "Мохсо5оллор" — про любимую Родину. Мы с братом Семеном Ченяновым, который ее сочинил, родились в маленьком селе Матта, живем и работаем в Якутске, но очень скучаем по родным полям и лесам. Когда наступает весна, объявляется сезон охоты на уток, и мы ездим охотиться. И каждый раз нас встречает сокол, помогает тем, что отпугивает уток и не даёт им ускользнуть из наших рук. Именно про это и песня.
Якутия славится "Эпосом Олонхо", который входит в число шедевров ЮНЕСКО. Старинное песенное искусство в основном строится на горловом или на гортанном пении на связках.
Еще одно достояние республики — якутский обрядовый хоровод "оьуохай". Самый захватывающий и всеми якутами любимый вид песнопений, которые поют и танцуют во время праздника летнего солнцестояния Ысыах — якутского Нового года.
Русские: духовный стих и житие
Современная песенная культура не потеряла свои корни: молодые певцы самовыражаются используя старинные техники наряду с современными синтами и звуками.
Участницы группы Виктория Белова и Анастасия Рычёва из Московской области вдохновляются древнерусскими мотивами. О записи песни "Грешный человече" рассказывает солистка Виктория Белова:
— Фольклор — это наши корни, наша история, наша национальная идея, которую надо донести до молодёжи, что мы и стараемся делать.
Жанр песни "Грешний человече" — духовный стих, это своеобразная "народная проповедь". Смысл очень актуален в наше "время потребительства": о скоротечности и бренности земного бытия. О том, что жизнь человека конечна, и смерть уравнивает всех людей. На пороге вечности неважны материальные накопления, так как итог каждой жизни — "сажень земельки и четыре доски".
Основной вид древнерусского церковного пения – знаменный распев. Существует четыре типа распева: кондакарный, столповой, демественный и путевой. Они характеризуются строгостью напева, исполняются одноголосно, исключительно на канонические тексты.
Духовные стихи – русские народные стихотворения-песни на христианские темы. Они более свободны в своих сюжетах: используются и жития святых, и общие рассуждения о жизни и смерти, и неканонические тексты церковных писаний.
Своим выбором мы хотели показать духовность нашего народа и напомнить об "истинных" ценностях жизни. Мы решились совместить два на первый взгляд несовместимых жанра музыки. Такой синтез оказался очень гармоничным, взаимодополняющим и, по нашему мнению, очень необычным и интересным.
Башкирские: горловое пение и узун кой
Уфимский музыкант, солист популярного этно-шоу-проекта Загир Зайнетдинов, выступающий под псевдонимом Zainetdin, попал в шорт-лист Всероссийского музыкального конкурса "Громче" вместе с песней "Атым бар".
— Песня "Атым бар" — это народная песня, адаптированная под электронную музыку. Она переводится, как "у меня есть конь, но нет уздечки, у меня есть сила воли, но нет любимой".
Башкирская песенная культура очень разнообразна. От народного фольклора, до современной музыки. Здесь можно услышать горловое пение, "узун кой" (затяжные песни), звучание различных народных инструментов, таких как домбра, варган, курай.
Наш проект этно-шоу Zainetdin нацелен на популяризацию этнической музыки в современном поп-танцевальном стиле с элементами шаманизма.
В 2016 году мы написали первую песню "Vargan dance" и поехали с ней в Киргизию на Всемирные игры кочевников. Музыка очень понравилась местным жителям, и мы приняли решение продолжать в этом направлении. Сейчас у нас полноценное шоу с элементами акробатики. Постановщиком шоу является A.Balash. Его специально пригласили из Штатов. Наша программа на 95% состоит из авторских композиций.
Эвенкийские: хомус, варган и оревун
Певица из Амурской области Василиса Забияко записала песню "Танец солнца", вдохновившись традициями эвенков.
— Клип был снят в 2020 году совместно со студенческим ансамблем северного танца "Дюгэлдын". Концепцию придумали с моим оператором Андреем Молевым. Как раз был самый разгар пандемии, близился День народного единства.
Эвенки — коренной народ Восточной Сибири и Дальнего Востока тунгусо-маньчжурского происхождения. Песенная культура эвенков за советский период была практически утрачена. Но сейчас возрождается при поддержке Министерства культуры Амурской области, кафедры религиоведения Амурского государственного университета и кафедры иностранных языков.
Наши ребята-эвенки очень часто становятся победителями и призерами конкурсов народной песни Народов Севера на региональном и федеральном уровне. Песни эвенков очень часто сопровождаются такими музыкальными инструментами как бубен, хомус, оревун, варган и другие.
Вокальные приемы близки к технике шаманских камланий: мы используем особые придыхания, хрипения и т.д. В силу непосредственной близости с Китаем (города Благовещенск и Хэй-хэ отделяет только река Амур – прим.авт.), в эвенкийских народных песнях чувствуются национальные мотивы Китая.
В моей песне они тоже есть. Амурская область — край культурных слияний и дружбы двух стран. Неудивительно, что у нас сформировалась очень интересная духовная и песенная культура.
Конкурс "Громче" проводится Роскультцентром при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Имя победителя станет известно 11 ноября. "НацАкцент" - информационный партнер проекта.
Песни финалистов доступны на официальной странице Роскультцентра Вконтакте.
Фото предоставлены Роскультцентром.
Тэги