Несколько взмахов топором – и на моих глазах обычная липовая чурка начинает обретать черты косолапого. Сегодня на богородской фабрике понаблюдать за рождением мишек, зайцев, лис, сказочных персонажей и многих других героев традиционной богородской игрушки может любой экскурсант. Для самых любопытных есть возможность обучиться промыслу на мастер-классе.
Откуда есть пошла богородская игрушка
Самое знаменитое игрушечное производство, подарившее Сергиеву Посаду звание игрушечной столицы, находится в Богородском. Маршрутки из Сергиева Посада сюда ходят каждый час и довозят почти до фабрики. Если вам не "повезет", как мне, и попадете на выходной, переночевать можно тут же – в гостинице при фабрике – однако скучать не придется: в парке с деревянными качелями-мишками, котами-скамейками, сказочной Бабой-ягой, конями и птицами можно перенестись в сказочное детство, завершив путешествие в стилизованном мишкином кафе. Или отправиться в расположенный поблизости город Калязин со стоящей посреди Волгой колокольней.
На самой фабрике от резных, токарных, белых и расписных игрушек и скульптур глаза разбегаются еще больше, чем в парке.
Символ богородской игрушки – кузнецы мужик и медведь, бьющие молотками по наковальне, стоит только подвигать планкой. Но началась история не с них, а с куклы Ауки:
"По одной из легенд, мать решила позабавить детей и вырезала из дерева куклу, которую малыши назвали Аукой. Надоевшую игрушку позже продали на ярмарке купцу, который, почуяв выгоду, заказал целую партию таких же. С тех пор жители Богородского занимаются игрушечным промыслом".
С момента зарождения промысла в XVII—XVIII веках (а на фабрике считают, что промысел отметил 500-летний юбилей) до середины XIX века местные мастера не расписывали свои изделия. Деревянные заготовки крестьяне вырезали зимой, когда не было сельскохозяйственных работ, а затем сбывали их скупщикам из Сергиева Посада, где фигуркам и придавали законченный облик.
Артель образовалась в Богородском в 1913 году, в лучшие времена здесь трудились до 800 мастеров. Резчик по дереву Денис Ожигов застал времена, когда на производстве было 200 мастеров, сегодня осталось всего 10 человек. В этом году в Богородский институт художественной резьбы по дереву, который является филиалом Санкт-Петербургской высшей школы народных искусств, зачислено 22 студента, в прошлом было – 30.
Стамеска для декора
Традиционную богородскую игрушку вырезают из липы, из всех пород она наиболее пластична и удобна в работе. Материал готовят долго: только на просушку древесины уходит четыре года. После чурочки попадают в мастерские. Ее посещение – часть экскурсии.
На разбитую пополам чурку Денис прикладывает лекало, обводит и, ловко орудуя топором и пилой, придает дереву форму. Дальше работает за столом при помощи множества богородских ножей и стамесок – ими "игрушечники" и "рисуют" фигурки, филигранно выводя мельчайшие детали.
– Начинаю снимать лишнее, заглаживать все шероховатости, чтобы потом можно было расписывать. Как художник расписывает красками, так я должен стамесками нанести декор. Декором называют шерстку, глазки, носик – их надо наметить как кисточкой, – комментирует свои действия резчик, плавно выводя на теле зверя шерстяные "штрихи".
Сегодня уже не все игрушки и детали делают вручную, некоторые рождаются на токарном станке.
После некоторые изделия отправляются на роспись (для самых маленьких ценителей богородскую игрушку расписывают яркими красками), а некоторые – ожидать покупателя: существенную часть игрушек по-прежнему ничем не покрывают. Со временем липа приобретают красивый коричнево-золотистый оттенок.
Богородскую игрушку отличает подвижность: большинство фигурок оживают при помощи планки, кнопки, пружины или шарика-баланса. Причем простой механизм приводит в действие не только мишек, но и целые композиции.
При желании гостям предлагают самим создать игрушку под руководством мастера или расписать уже имеющиеся заготовки.
Символ сквозь века
В музее представлена огромная коллекция изделий богородского промысла от истоков до наших дней, от почти невидимой глазу матрешки до огромного медведя, от редких экспонатов до интерактивных забав.
Как отмечает экскурсовод, матрешек здесь начали делать в 1990-е годы, когда каждое художественное предприятие выживало как могло.
В музейных стендах за какой-то час оживают сюжеты из разных эпох и сословий – первые сюжеты для игрушек мастера брали из своей жизни. Все, что окружало крестьянина, и не только нашло отражение в деревянных фигурках.
На соседних полках игрушки пьют чай, рубят капусту, пасут скот, играют на балалайке. Рядом секретничают герои сказок и фольклора. Тут же несется тачанка, запускают космические спутники и отправляют на вертолете Деда Мороза к детям.
Но главной на протяжении веков у мастеров остается фигура медведя: косолапый работает наровне с мужиками, встречает Олимпиаду и чемпионат мира по футболу 2018 года.
Текст и фото Ольги Бондаревой.
Тэги