Отношение к Холокосту в России: двойной стандарт

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Отношение к Холокосту в России: двойной стандарт

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ СМИ-ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

27 января во многих странах мира отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Отмечали его, хоть и неофициально, и у нас. Новое международное антифашистское движение "Мир без нацизма", возглавляет которое сенатор-миллионер Борис Шпигель, накануне памятной даты провело соответствующую конференцию. Участники конференции осудили фашистские рецедивы в странах Восточной Европы и приняли резолюцию, в которой призвали политиков и общественных деятелей разных стран объединить свои усилия в борьбе с возрождением нацизма.

Непосредственно 27 января в Московском еврейском общинном центре состоялась торжественная церемония зажжения свечей. В молельный зал синагоги пришли более 100 человек. "В их числе около 30 представителей иностранных государств, среди которых были послы Германии, США, Великобритании, Австрии и других стран", - сообщает сайт Федерации еврейских общин России. Из российских официальных лиц были только несколько членов Совета Федерации  и представители МИДа.

Оба мероприятия, как мы видим, стоит рассматривать как явления из области международных отношений. И это неудивительно - Международный день Холокоста для России так и остался датой иностранной. Установленный оченью 2005 года Генеральной ассамблеей ООН Международный день памяти жертв Холокоста стал отмечаться во многих странах мира с 2006 года. Тогда же на тот момент  президент Владимир Путин в послании израильскому президенту Моше Кацаву написал: "Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма". 

И все. На этом официальная российская история памятной даты закончилась.  Как рассказали на пресс-конференции в Москве представители Российского еврейского конгресса, их организация каждый год предлагает власти внести 27 января в перечень законодательно  принятых памятных дат, однако регулярно получает отказ  с расплывчатой формулировкой о том, что момент не подходящий и делать это нецелесообразно.

Справедливости ради стоит отметить, что 27 января уже давно в России является Днем воинской славы, связанным со снятием блокады Ленинграда в 1944 году. Вот и в этот раз высшие представители исполнительной власти не оставили эту дату без внимания. В рамках еще не начавшейся официально, но при этом активно проводимой предвыборной кампании премьер-министр, по совместительству являющегося кандидатом в президенты, Владимир Путин возложил венок к Мемориалу защитникам Ленинграда в Петербурге, а потом пообщался с ветеранами. Это, конечно, правильный шаг. Но кто мешал премьеру вспомнить хотя бы мимоходом о том, что ровно через год после освобождения Ленинграда советские воины распахнули ворота Освенцима?

Впрочем,  это умалчивание подподает под вполне определенную, хоть и странную логику. Сопредседатель центра "Холокост" Илья Альтман, отвечая на вопрос корреспондента "НацАкцента", заметил, что в отношении власти к этой теме применяется политика двойного стандарта. 

Тема памяти жертв Холокоста является частью официального экспортного антифашизма, карта которого разыгрывается в основном, когда речь идет об отношениях с бывшими  западными окраинами Российской империи и СССР. Время от времени она достается из общей колоды внешнеполитических заготовок, где лежит вместе с другими: вопросами недопустимости фальсификации истории, дискриминации русскоязычного населения  и т.д.

Спору нет, многое из происходящего в Латвии, Литве, Эстонии и на Западной Украине не может не волновать:  естественный для бывших сателлитов национализм в этих республиках порой принимает уж слишком радикальные формы, вплоть до неонацистской.  Однако повышенный интерес многочисленных околовластных государственно-патриотических организаций, как и собственно МИДа, к этой теме вряд ли объясняется исключительно переживаниями за судьбы Европы. Во всяком случае, к такому выводу можно прийти, если посмотреть на политику в этой области внутри страны.

Здесь мы видим упорное нежелание признавать 27 января Днем памяти жертв Холокоста, исчезновение упоминания евреев на Мемориале в Змиевской балке, где произошло самое масштабное на территории России убийство еврейского населения, ну да вообще реальное, а не предвыборное отношение государства к его защитникам, годами не могущим получить достойное жилье, отношение к военным захоронениям, исследованиями которых занимаются исключительно энтузиасты.

Альтман уверен, что замалчивание темы геноцида евреев досталось нам с советских времен, когда  Холокост  официально не признавался. Нынешняя официальная элита является  плоть от плоти советской.  Почти все нынешние представители власти - бывшие члены КПСС или ВЛКСМ с соответствующими идеологическими установками, вбиваемыми им в голову, начиная  с возраста 6 лет в октябрятских "звездочках".

Впрочем, присутствует во внутренней политике и внешнеполитический аспект. Если антифашистская риторика в основном произносится в сторону западных границ России, то история с избеганием темы  Холокоста внутри страны явно связана с международными отношениями России на Востоке. Альтман не исключает, что  Международный день памяти жертв Холокоста в России до сих пор не стал официальной памятной датой из-за нежелания чиновников, отвечающих за внешнюю политику России, делать реверанс в сторону Израиля, даже несмотря на уникально дружественные отношения между двумя странами в последние годы.  Очевидно, что  дело даже не в самом Израиле, а в позициях России на  Ближнем Востоке вообще, которые весьма пошатнулись в последнее время из-за арабской весны и "особого" отношения Москвы к непопулярным во всем мире режимам.

Однако психологическая гипотеза о мозгах, промытых советской идеологией, и в этом случае может выглядеть реалистично: а не есть ли это очевидно невыгодная для России международная позиция результатом  впитанной с молоком совесткой матери  идеологии, не чуждой ни антисемитизму, ни внешнеполитическому цинизму, ни логике вечной "холодной войны" с Западом.

Остается только надеяться, что  когда  носители этих мозгов сменятся на политической арене новыми, более молодыми силами, Россия вместе  со всем миром будет 27 января вспоминать и о жертвах блокадного Ленинграда, и  о жертвах Холокоста. А также о подвиге советских солдат, сделавших так, чтобы мы могли впоминать о фашизме как о  страшном прошлом человечества.

Юлия Галямина 

Тэги
Поделитесь статьей