Корреспондент "НацАкцента" Василиса Романова побывала на знаменитой Усть-Цилемской Горке, примерила традиционный костюм и поделилась своими ощущениями.
- Как жену или невесту?
"Чееегоооо?" - именно так мне захотелось ответить улыбчивому главе Усть-Цилемского района Республики Коми Николаю Митрофановичу Каневу, но он, видя мое замешательство, успел переспросить еще раз.
- Как жену или как невесту одевать тебя на Горку будем? Ты кто?
"Горка" - традиционный усть-цилемский праздник, на который я мечтала попасть уже много лет, а одевать? Неужели в тот самый легендарный костюм? Меня?! Они же старинные, хранятся в сундуках у бабушек и стоят целое состояние.
Почитают костюм, разумеется, не за его цену, хотя многие старинные элементы расшиты золотыми нитями. Любят его особой любовью, потому что у многих костюмы эти сохранились от мам и бабушек. Здесь уже не просто соблюдение традиций, а что-то особое, родное, многие помнят, как в этих же сарафанах и фартуках на Горку ходили их молодые мамы. После бережно убирали наряды в сундуки, стараясь складывать пореже, чтобы складки не мялись: сарафаны не гладили и никогда не стирали. Тонкая ручная работа и дорогие ткани боятся воды и больших температур, вместо этого за несколько дней до праздника все составляющие костюма вывешивали на улицу проветриться. В Усть-Цильме говорят: "Костюм ветриют". До сих пор большинство устьцилемок хранят традиционные наряды в сундуках, а не на вешалках в гардеробе.
А носить костюм каждая устьцилемка рада и по сей день. А главное, повод есть, и не один в год. Летом проводятся три Горки: на Троицу, Иван-день и главная – на Петров день.
А еще даже в нынешнем XXI веке принято надевать костюм еще и на второй день свадьбы. Еще бы, по своей красоте он не уступает белому свадебному платью.
Родом из Новгорода
До наших дней костюм сохранился в первозданном виде благодаря тому, что Усть-Цильма была долгое время скрыта от остального мира из-за своей труднодоступности. Сохранился не только костюм, но и особый говор, обрядовые праздники, фольклор и староверчество.
Первые поселенцы на территорию Усть-Цилемского района пришли из Новгородских земель. Так что Усть-Цилемский костюм – изначально это русский традиционный костюм, но местные жители привнесли в него много своего. Например, жительницы Новгорода носили сарафан над грудью, закрывая ее. А устьцилемки стали носить сарафан под грудью: зачем же красоту прятать! Историки подчеркивают, что женщины в этих краях были совсем не покладистые, а своенравные, любому мужику фору могли дать.
Женщина, в зависимости от ее занятий, в день могла переодеваться по 7-8 раз.
Первое дело после пробуждения – молитва. Для этого существует специальная одежда – кабат. После молитвы приходит время ухаживать за скотиной, для этого в сенях висел рабочий кабат, в дом его не заносили. А для работы внутри дома, печь растопить, еду приготовить, убраться, были специальные передники. Чтобы в гости пойти или еще какие дела на улице сделать, надевали костюм на выход. Для похода в свет, например, на именины, нужно было одеться нарядно, но при этом с чувством такта, чтобы не затмить красотой именинницу. На Горку, главное событие в году, всегда надевали самое лучшее. Ткани для костюмов привозили купцы, за покупки отвечали мужчины, которые не скупились: костюм, который показывался на Горке, был мерилом статуса и достатка хозяина дома.
Многослойность из глубины веков
Из чего же состоит знаменитый усть-цилемский костюм? Элементов в нем немало, каждый из них надевается по особым правилам и в строгой последовательности. Сначала надевают "рукава" - рубаху ниже колен. Чем рукава шире – тем невеста или жёнка богаче. Сверху изделие сделано из парчовых, репсовых, шелковых тканей, это именно та часть, которая будет видна, а снизу пришивается хлопковая ткань – стан или ласково станушка – она всегда скрыта под сарафаном. Под низ для пышности особо стройные девушки могли надеть юбку с множеством складок.
"Женщины много не бывает" – до сих пор считают устьцилёмы. А раньше мужчины в Усть-Цильме даже говорили:
"Женщина спереди должна выглядеть как баба, а сзади - как лошадь".
Странное сравнение, но объяснимое: считалось, что крупная девушка родит много здоровых и крепких детей, будет работящей.
Стоечка на горловине рубахи называется "борок", сегодня на многих костюмах пришиты пуговицы, а раньше вместо них надевали запонки. Красивые расшитые вставки по плечам – ластовицы. Чтобы борты не разлетались, на груди обязательно должна быть брошь, чем ярче и блестящей, тем лучше. Она выполняет не только техническую функцию, но и сакральную – это сильный оберег. Человека с плохим помыслом будет отвлекать своим блеском.
Цепи – обязательное украшение костюма. В основном носили медные, серебряные, золотые цепи в несколько рядов: до одиннадцати! Эту ношу было нелегко выдерживать, зато женщина себя несет гордо, подняв голову: согнешь – не поднимешь под такой тяжестью.
Следующий элемент костюма – сарафан. Отношение к нему было особенно уважительное, надевали и снимали его только через голову, через ноги – ни-ни! Затем надевали фартук, а на него с левой стороны завязывали пояс особым узлом, продев концы в петлю, чтобы нечистые силы во всех узелках и петельках запутались. Мужчины завязывали пояса на правую сторону, а женщины – на левую. Если парень идет по улице, поигрывая концами пояса – значит, холостой, невест завлекает. А уж после свадьбы - молодая жёнка вставала с правой стороны от мужа: тут уж хвостом – концом пояса, не повиляешь.
Девушки до свадьбы и молодые жёнки (5 лет после свадьбы) надевали по моему мнению самый красивый элемент костюма – короʹтеньку. В ней ты как куколка – на себе испробовала.
Волосы незамужние девушки заплетали в косу, сверху надевали расшитую золотыми нитями повязку - хаз, иногда складывали в узкую полоску плат (платок) и завязывали под косой.
Замужние женщины заплетали длинные косы, укладывали их спереди в виде короны и полностью убирали под кокошник, сверху повязывали плат. Завязывали его особым способом, так, чтобы надо лбом по обе стороны образовывались "рожки". Сейчас такие густые и длинные косы, как раньше, почти не носят, но под платом все равно должны быть рожки. Для этого по бокам чаще всего волосы собирают в хвостики.
На ноги в старину надевали кожаные "ступни", сейчас - туфли.
"Уважение к костюму"
Эту фразу в Усть-Цильме я слышала неоднократно. Произносят ее устьцилёмы с особой гордостью и трепетом. Кажется, что костюм – это вовсе не одежда, а какая-то очень важная, достойная и уважаемая личность. Первой об этом рассказала сотрудница музея Мария Канева. Именно она и обряжала меня на Горку. А обрядив, подвязав, поправив, вдруг затянула плач крёстной. Честно, я затрепетала, показалась, вот прямо сейчас откроется дверь – и сваты войдут с сундуками, полными добра.
На Горке бабушка при нас журила свою десятилетнюю внучку, которая бегала с подружкой в догонялки:
"Ну, Маша, нельзя бегать, я же тебе говорила – уважение к костюму!"
А в Пижемском историко-этнографическом музее директор при мне сделала замечание сотруднице из-за витрины с традиционным нарядом. На манекен надели усть-цилемскую одежду, а ноги оставили голыми.
"Нужна обувь, ну, или хотя бы носки положите, прикройте ноги-то. Все-таки уважение к костюму".
В костюме хочется держать голову выше не только потому, что узел от плата под косой не дает ее опустить. Хочется вести себя спокойно и чинно.
Хочется выйти замуж, завести детей, ходить за водой, доить корову и быть, а не казаться, частью Усть-Цильмы.
Хотя, чего таить, казаться и играть роль, пусть и недолго, в таком наряде тоже прекрасно.
Музей, в котором мне одолжили наряд, закрывался в 19.00, костюм просили вернуть без пяти семь, поэтому сбегаю с середины Горки переодеться. Снимаю короʹтеньку, развязываю пояс, фартук, сарафан… Остаюсь в своем платье. Раньше оно казалось мне красивым, стильным и даже нарядным. Теперь чувствую себя в нем донельзя просто, как Золушка после полуночи.
А в костюме была - царевна, русская красавица, точнее усть-цилемская.
Фото автора.
Тэги