Солистка финно-угорской группы OYME, эрзянка Ежевика Спиркина и американец с молдавскими корнями, обладатель премии Independent Music Awards за лучший электронный альбом Серж Булат познакомились случайно и ни разу не виделись офлайн. Ежевику и Сержа связал фейсбук и хорошая музыка. Недавно у Сержа вышел новый альбом. Один из треков релиза – "This is not Varvara" - записан совместно с OYME /ОЙМЕ/.
Композиция, в основу которой легла мокшанская народная песня "Максимонь Варясь", создавалась в локдаун 2020 в двух вариантах, параллельно на двух континентах.
По просьбе "НацАкцента" Ежевика поговорила с Сержем про музыку, Россию и Америку, национальные стереотипы и запрос на аутентику.
- Как ты узнал про OYME?
- Мы обсуждали с продюсером из Буэнос-Айреса Diego Clan Balache фолк-музыку и варианты ее использования в электронике. Стали вместе перечислять интересных представителей в жанре, и Диего упомянул Ойме. Я послушал альбом "Штатол" и очень удивился, что сам пропустил такой материал.
- Ты ведь русскоязычный, а мы поём на незнакомых тебе языках. Что тебя привлекло?
- Аутентичность естественно! Редкий материал и своя отдельная культурная планета. OYME - самобытный коллектив, безумно талантливый. Что касается языков исполнения, я из тех людей, для кoторых мелодия первична, а текст второстепенен. Когда язык незнаком, включается фантазия и человек трактует текст базируясь на свой склад ума и интересы. Возможно, у этого есть и оборотная сторона: человек может понапридумывать абсолютную белиберду. Но мне кажется именно фантазия движет искусством.
Меня, например, постигло большое разочарование, когда стал понимать тексты любимых песен на английском: в голове - концепция о тягости бытия, а песня, оказывается, про персики.
А по сути, текст - это определенная энергетика и диктуется она все-таки музыкой. Наверное, поэтому я часто записываю треки на джибрише (джибриш – тарабарщина, несуществующий язык – прим.ред.).
- Что думают твои знакомые про Россию? Кто из российских музыкантов им известен?
- Иногда абсурдные вещи думают, про заядлый коммунизм и медведей, угощающих водкой. Но у меня разношерстный круг общения. Американские молдаване, украинцы и русские более или менее осведомлены о главных российских героях из всех сфер.
Много друзей философов, лингвистов, музыкантов. В этом круге уважающий себя человек не может не знать о Булгакове, Стравинском или Кандинском.
Хотя в целом в Америке с информацией о других культурах посложнее, все, кто причисляет себя к творческим кругам, знают про Станиславского, Барышникова или Нетребко и безумно ими восторгаются.
Из популярных музыкантов довольно известны Tatu, Pussy Riot.
Этническую музыку не знают. Но допустим работы "Ойме" на тех, кто слышит, производят неизгладимое впечатление. Говорят, "wicked" voices (в данном случае - крутой голос – прим. ред.)
- Ты же молдаванин? Кем сам ощущаешь себя?
- По линии мамы все молдаване. По папе - русские и украинцы-поляки. Дед с бабушкой встретились в Туркменистане, поженились в Дагестане и переехали в Молдавию. Все эти культуры мне близки.
Город Сороки, в котором я вырос, на границе. Народ там разный жил, включая румын, евреев и цыган. Вообще Сороки считается цыганской столицей. Бабушка у меня жила на цыганской горе, поэтому с их культурой я сталкивался практически ежедневно.
Кто я? Наверное, все вместе, такой вненациональный гибрид.
В последнем альбоме я, кстати, попробовал раскрыть свою молдавскую идентичность, пускай футуристически, но тем не менее определенный посыл и настроение присутствуют.
Я никогда не скрывал свою принадлежность, и всегда говорил, что мне интересны разные культуры. Когда в 90-е все считали себя русскими, мне комфортно было на пересечении культур. Это у общества возникали вопросы и проблемы с моей идентичностью, не у меня.
-Чем тебя привлекает этника в музыке?
- У меня с самого детства в жизни была классика и фольклор. По папиной линии - все классические музыканты, дирижеры, композиторы. Классическая музыка стимулирует мозг.
А по маминой - работяги, любящие фолк. Бабушка после долгого рабочего дня в поле, запевала песню о проблемах обычного народа, и с такой душой это делала! Настолько честно! Эта честность мне очень импонирует. В ней заложена эволюция народа, его нажитая мудрость и надежда на лучшее. Фольклор стимулирует сердце.
А потом я уже нашел себя в электронике, и классика с фольклором перекочевали туда же. И вот с этой троицей мне интересно творить всякие чудачества.
- В карантин мы с тобой шутливо поспорили, чей трек будет круче. И вот твой сингл вышел. В треке есть тонкая, но явная отсылка к композиторам Могучей кучки. Мне сразу вспомнился хор невольниц "Улетай на крыльях ветра" из оперы "Князь Игорь" Александра Бородина.
- Русскую классическую музыку обожаю! Стравинский, несомненно. Влюблен в "Жар-Птицу" и "Весну Священную". Прокофьев, Скрябин, Мясковский. Чайковский и Рахманинов, само собой. Сложно представить мир музыки без этих фигур.
- Как отражено содержание текста песни в твоей композиции?
- С "Варварой" я дал себе слово ничего не форсировать, а сделать так чтобы нравилось мне самому, от гармонии до аранжировки. По нескольким аккордам стало понятно, что трек резонирует с моим состоянием. Конечно же работа над треком отталкивалась от вокала. В нем уже заложено определенное настроение. Поработать с незнакомым мне материалом было интересно.
Текст я уже потом прочитал и понял насколько он совпал с моим представлением о песне: даже если бы я сначала изучил текст, то музыка была совершенно такая же. Для меня это плачь - жалоба на прошлое, ребенка на родителя. Определенная часть "я", которую при взрослении ты отсекаешь, так как боль, на которой она построена, мешает тебе эволюционировать.
- Ты назвал трек "This is not Varvara" (Это не Варвара – прим.ред.). Почему?
- Такое прочтение отлично легло в контекст альбома, главная идея которого - стертая грань между реальным и нереальным. Тут как раз мне на руку, что у вас своя версия, а у меня своя: все работает на концепцию. "Варвара" – отголосок настоящего в гиперэлектронном оформлeнии. Это и Варвара, и Не Варвара, некое отражение, цифровой аватар, созданный на реальном персонаже. Мы все больше погружаемся в цифровой мир, в котором аватары становятся частью нас, и, одновременно существуют в своем собственном микрокосме.
Плюс это еще и отсылка к картинам сюрреалистa Рене Магритта "This Is Not A Pipe" и "This Is Not An Apple".
- Ты еще и режиссёр. Как бы ты ВИЗУАЛЬНО оформил трек?
- Вопросы у тебя толковые и врасплох. Скорее всего это был бы этакий квест, с большим экзистенциальным подтекстом и разными задачами, в котором участвующему нужно было бы отличить реальность от иллюзии.
Где каждое чувство подпитывает другое, усиливает эффект или манипулирует нашим видением мира.
- Что нужно музыканту, чтобы "выстрелить" в США?
- Трудно быть объективным, но я постараюсь. По моим наблюдениям, важен крутой материал и неподдельный талант. Связи и раскрутка тоже не помешают. Ну и "американцы любят хорошую историю". Правда при отсутствии таланта, даже слезливая сказка не поможет.
Мне лично импонирует, когда музыка первична и не прячется за актуальными лозунгами и позицией ради позиции. Наверное, в поп-мире без этого сложно, но я бы ориентировался как раз на артистов, которым не нужно размахивать флагом, чтобы выдавать потрясающие проекты.
Но само собой разумеются, что у каждого артиста в Америке есть четкая позиция против расизма, войн, унижения человеческих прав. Разумно быть против вселенского зла! Я совершенно с этим согласен!
СПРАВКА
Серж Булат – член академии Грэмми, звукорежиссёр и композитор, работающий в стилях электроника, эмбиэнт, нео-классика и фолк. Обладатель премии Independent Music Awards за лучший электронный альбом. И мультидисциплинарный художник в области экспериментальных проектов: от музыки и радио до визуальных эффектов, игр и театральных постановок.
Oyme/Ойме (в переводе с эрз.— душа) — российская группа, представляющая финно-угорскую традиционную культуру. Работает по двум направлением: традиционный фольклор и world music. Этническая программа коллектива базируется на традиционных плачах, инструментальных наигрышах и песнях эрзян и мокшан. Материал участники группы собирают во время собственных этнографически-фольклорных экспедиций.
Фото предоставлены героями материала.
Тэги