- Я не могла удержать слёз, когда смотрела эту картину, такой трогательный сюжет – сын приезжает за мамой на свою малую родину. Она не хочет уезжать из родной деревни, здесь ее корни, священные для бурят места… Да и проблем на селе столько, что нечестно оставлять их нерешёнными, покидать родной край – всё равно что предать память предков и лишить своих внуков и правнуков крепкой родовой связи. – Баирма Раднаева, известный журналист из Бурятии, торопится рассказать о новом фильме своего земляка Солбона Лыгденова.
Мы идем по московским улицам, впереди – большая деловая программа. А пока - разговор на бегу. В короткую встречу успеваешь рассказать только самое важное. Фильм "Булаг 2. К новой жизни" - важное очень. Тема умирающих деревень, священной памяти предков, нашей совести – вечные темы, близкие и понятные в любой точке России. Но в этом фильме – особенные "декорации": природа Бурятии, ее самобытная, уникальная культура, язык…
Неслучайная случайность
Две недели спустя меня ждет подарок, фильм "Булаг 2" - участник конкурсного показа XIV Чебоксарского международного кинофестиваля! Наш фестиваль – это две конкурсные программы – игрового и этнического (регионального) кино. В первой - картины режиссеров из России, Азербайджана, Дании, Индии, Чешской Республики, Польши, Республики Беларусь. Сразу оговорюсь: гран-при фестиваля получил фильм польского режиссера Яна Комаса "Тело Христово". И добавлю: в 2020 году картина была номинирована на премию Американской академии "Оскар" в девяти номинациях.
Региональное кино было представлено картинами из Бурятии, Башкортостана, Забайкальского края, Калмыкии, Свердловской области, Татарстана, Тывы, Хакасии, Чеченской Республики, Чувашии, Якутии. Оценки этим картинам выставляли председатель жюри, режиссёр Филипп Абрютин, оператор Шандор Беркеши, журналист Ольга Галицкая. Зрители тоже могли оставить свои голоса, благодаря которым определился победитель номинации "Приз зрительских симпатий". Им стала драма "Земля Эльзы" режиссёра Юлии Колесник.
Фильм "Булаг 2. К новой жизни" получил специальный диплом жюри с формулировкой: "За искреннюю любовь создателей фильма к своим обаятельным героям, которая передаётся зрителям". Правда, передаётся!
"На какой красивой земле я жила… Сынок, мы навсегда покидаем родину?" Ответ прозвучит в финале картины: "Цветёт лишь там, где глубокие корни"…
Красота родных краев
Наш фестиваль дорог тем, что открывает зрителям особенное кино – кино, созданное в регионах, в самых отдаленных географических местах России. Это кино знакомит с самобытной культурой, уникальной природой, этническим многообразием народов нашей страны.
История волжских булгар рассказывается в картине чувашского режиссера Юрия Юмана "Тайна древней Волги". Чеченской природой невольно любуешься, погружаясь в "Историю одной картины" режиссера Руслана Магомадова. Хотя сюжет ее очень напряжен и сложен. Главный герой, молодой художник, родился в Чечне, рос и учился во Франции. Вернулся на родину, чтобы найти свою картину, которую нарисовал в детстве в Грозном. Путешествие по земле отцов окажется очень непростым, в том числе и для внутреннего выбора героя. Но как прекрасны горы Северного Кавказа, живописны виды Чечни, Ингушетии, Ставрополья, Кабардино-Балкарии, где проходили съемки.
У фильма "История одной картины" приз "Анне" "Лучшая режиссура".
Якутский феномен
Пришло время рассказать о главном призе Чебоксарского кинофестиваля – небольшой статуэтке цвета золота, точной копии монумента скульптора Владимира Нагорнова. "Мать-Покровительница" - один из главных символов Чувашской Республики. "Анне" в переводе с чувашского – мама. Главный приз "Анне" в конкурсе этнического и регионального кино в этом году получил фильм "Потанцуй со мной" режиссёра Никандра Фёдорова из Республики Саха. Нежная, светлая, чувственная картина… Кстати, у фильма еще один приз – за лучший сценарий. Вот не буду рассуждать о феномене Якутского кино. Но он есть! И состоит в том числе в том, что все картины звучат на родном для героев и создателей фильмов языке. Картину "Потанцуй со мной" создали совсем молодые ребята – студенты и выпускники Якутского колледжа искусств. Такой она и получилась – молодой и очень свежей.
Приз "Анне" в номинации "Лучшая актёрская работа" присужден ещё одной якутской ленте, военной драме "Рядовой Чээрин" режиссера Дмитрия Кольцова. Также на фестивале была представлена военно-биографическая картина "Сердце солдата" якутского режиссёра Руслана Тараховского.
Калмыцкому языку посвящена лента Ильи Сумьянова "Заметки Манжика. Я калмык". Фильм заявлен, как комедия и народный фильм. Он начинается с диалога: "Привет! У, какой ты крутой!" "Да, потому что я настоящий калмык!" Главный герой ведёт блог на калмыцком языке, рассказывает о своих знакомых, друзьях, сельчанах. С ним происходят разные нелепые истории, иногда комичные. Манжик бескорыстно помогает людям… Когда у учительницы калмыцкого языка случилась беда, он отдает ей все накопленные деньги – мечтал открыть бизнес. Женщина спрашивает: "Почему?" И мы уже знаем ответ: "Потому что я калмык!" В картине много красивой калмыцкой народной музыки, повседневного быта калмыцкого народа, его обычаев. Эта добрая история получила специальный приз жюри "За органичное чувство юмора и желание поддержать и сохранить родной язык героев фильма – калмыцкий".
Про любовь и безграничные возможности
Про следующий фильм очень хочется сказать – трогательный, нежный. Да, это запрещенный приём в журналистике. Но поверьте, про картину "Вопреки" режиссёра из Татарстана Наиля Хайретдинова иначе не скажешь. Это трогательная история любви двух молодых людей, Максима с диагнозом ДЦП и девушки Яны. Максим борется за свою любовь, преодолевая недуг, работает водителем такси. Мы, зрители, волнуемся, радуемся вместе с ним, потому что каждый поступок героя пронизан наивной чистотой всех его помыслов. Когда погас экран, зал выдохнул – всё закончилось хорошо, и на сцену поднялся главный герой фильма и одновременно режиссёр этой вдохновляющей картины. Вдохновляющей по многим причинам, в том числе и потому, что по признанию Наиля, фильм совершенно не бюджетный, снят на фотоаппарат. Многие эпизоды картины взяты из его собственной жизни – жизни человека с диагнозом ДЦП.
Кино о нас и для нас
Назову еще одну конкурсную картину – "Стальные ветра" режиссера из Тывы Ролана Ооржа. Эта историческая драма получила приз жюри прессы. Ролан сам представлял свою картину чебоксарцам. Получился интересный диалог создателя со зрителем об истории тувинского народа и национальном кино.
Надо сказать, что фестиваль – это не только показ конкурсных фильмов и их обсуждение в залах кинотеатров. В фестивальные дни проходили творческие встречи с режиссерами и операторами, состоялся концерт композитора Алексея Айги, сына народного чувашского поэта Геннадия Айги. Музыка Алексея звучала и на открытии фестиваля, во время спектакля "Онегин".
Кинофестиваль проходил в дни, когда республика широко праздновала день своего рождения. Событий, посвященных этому празднику, было очень много – Экономический форум, Всечувашский "Акатуй", чемпионат России по лёгкой атлетике, Всероссийский конкурс "Русь мастеровая", фестиваль народного творчества "Родники России"… А еще жара, плюс 32 в тени… И все-таки зрители шли в кино.
Да, в кинотеатре, где проходили показы регионального кино, зрителей было чуть меньше, чем в залах с просмотром игровых фильмов, но обсуждения были очень живыми, и интерес к этническим картинам серьезным и глубоким. Проблемы у этнического кино есть. Создатели говорили о поддержке руководства республик или ее отсутствии, об особенностях национального кинематографа…
Но то, что наш фестиваль этнического кино уже 14 лет открывает новые имена и картины, дарит возможность погружаться в культуру, историю нашей многонациональной страны – говорит о том, что этническое кино живет и развивается, региональная кинокультура движется вперёд.
А мы продолжаем любить эти самобытные, иногда немного наивные, но всегда честные и открытые истории про нашу жизнь…
Фото Сергея Троегубова-Трапицына
Тэги