Послы кацкарей: как в деревне Мартыново Ярославской области туризм помогает сохранять местный диалект и самобытность эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Послы кацкарей: как в деревне Мартыново Ярославской области туризм помогает сохранять местный диалект и самобытность

Вспомнить бабушек и дедушек, похлебать щей из русской печки и окунуться в сельскую жизнь? Для желающих все это испытать в деревне Мартыново Ярославской области работает этнографический музей кацкарей. Кацкари -  малая этническая общность русских, численностью чуть более 1500 человек, - живут в деревнях по берегам реки Кадки.

- Некоторые приезжают поностальгировать. Это те, чье детство прошло в деревне. Но прошли годы. Деревенских бабушек и дедушек нет, а в деревне побывать охота. – Рассуждает Сергей Темняткин, ученый секретарь музея.

Замкнутое сообщество

На 160 коренных жителей Мартыново – нет ни одного дачника. Замкнутая жизнь на четко обозначенной территории позволила сельчанам не только не растерять особенности быта, но и сохранить уникальный диалект.

- Кацкарь в буквальном смысле – это тот, кто живет на берегах реки Кадки. Течет у нас такая речка. Кацкари – это часть русского народа, но поскольку мы живем на берегах Кадки давно, то у нас потихонечку сложились свои обычаи, традиции. Даже диалект свой выработался. –

продолжает Сергей.

В кацком диалекте более 2-х тысяч оригинальных слов, до 2011 года язык даже преподавали в школах. Сейчас – демонстрируют туристам, а они уже разносят кацкие слова по разным регионам страны.

В музее кацкарей

Но как сделать случайного гостя "послом кацкого языка"? Увлечь игрой! Сотрудники музея ставят театральные сценки о кацкарях ("коменничаньё"), в процессе которых зрители – "гляженные" - активно вовлекаются в представление. И уже через пару часов начинают активно бахорить по-кацкие!

- Коменничаньё – это такой традиционный квиз кацкого фольклора – театр – всегда комедийного содержания. Когда происходит коменничаньё вживую, то все делятся на две группы. Есть коменники – это мы – артисты-комедианты. И есть зрители. По- нашему они называются "гляженные". Коменничаньё – это всегда интерактивный жанр. –

рассказывает Темняткин.

ТОП-20 кацких слов и выражений

Бахарь – гид.

Башура – овца.

Безгодовой – старый.

Буявой – большой.

Вётляной – общительный.

Вздравствуйтё – здравствуйте.

Глобка – путь.

Гляженной – зритель.

Долголяхой – человек высокого роста.

Ёдун напал – аппетит разыгрался.

Коменничать – разыгрывать представление.

Ненарошный – странный

Обызъяниться – делать покупки.

Отвойнёё забаю – большое спасибо!

Паножиться – лакомиться.

Писига – гаджет, (фотоаппарат, смартфон и т.д.)

Примаскалить – приехать, прибыть.

Ражоё бёло – хорошего дня.

Упетаться – устать.

Цельнёё голомено – очень много.

Русский дух

Задание на дом – выучить наш ТОП. А потом можно и к кацкарям, с деревенским бытом знакомиться! Быт этот еще сохранился, хоть и меняется неизбежно, но, главное, дух жив, уверяет Сергей Темняткин:

- В деревнях снаружи избы по-прежнему деревянные, а внутри они давно обустроены как городские квартиры. И было бы очень глупо идти против времени, правда?! Останутся только те общности, кто сможет приспособиться ко времени. В том числе и мы – кацкари. Ну и что, что коров доит вакуумная доильная установка, главное, коров-то мы держим, правильно?!

А чтобы собрать и сохранить предметы, которые сейчас в быту уже не используют, в 2000 году в избе А. И. Григорьевой и открыли музей.

Собирают музейщики не злато и серебро, а предметы, которые большие музеи не собирают: от деревянных утюгов до парадных саней.

Наталья Шалаева, главный хранитель музейных предметов этнографического музея кацкарей:

– Есть у нас, к примеру, колотушка – рабочий инструмент сторожа. С такой колотушкой сторож в ночное время по деревне москалил. То есть ходил. Если колотушка стучала, однодеревенцы спали спокойно. Если же она молчала, вся деревня мучилась бессонницей, потому что сам сторож в это время где-то прикорнул. Ну, а за то, что он проспал свое дежурство, деревня его обычно наказывала. Этого человека могли прилюдно по причинному месту напотчевать березовой запитякой. Смостили, что с ним делали? Выпороть его могли.

Детский мир

Есть в музее зыбка – детская колыбелька. Дернешь за веревочку и зыбает она вверх-вниз. Есть граматуха – погремушка – из бычьего пузыря. Есть льняные куклы без лица, чтобы через глаза не вселилась в игрушку душа умершего человека. У этой куклы, кстати, еще и ручек нет. Но не по суеверным соображениям, а по бытовым. Кацкари – народ рачительный: ручки дети кукле все равно рано или поздно оторвут, а значит и пришивать нечего!

- Мячики в нашей местности называются шитками. Долго будете думать или гадать – из чего из сганашили – оказывается, всего-то на всего шерсть коровья. А из-за того что они обшиты тканью,   их и называли шитками. Да, кстати, а в какую же игру больше всего любили играть кацкари?! Это, конечно, лапта. С удовольствием играли как взрослые, так и дети такими мячиками, -

рассказывает Наталья Шалаева.

Кацкари чтят семейные традиции, помнят предков до седьмого колена. И гостей принимают как в старину: широко и хлебосольно. На столе обязательно щи из кислой капусты, томленая в печи картошка и печева: пироги да ватрушки.

Коль ёдун напал – надо угощать!

Фото Юлия Лилишенцева, специально для "Национального Акцента".

Тэги
Поделитесь статьей