На днях полицейские и ОМОН наведались с профилактическим рейдом в табор оседлых цыган в деревне Верхние Осельки Ленинградской области. Стражи правопорядка проверили около 150 домов и задержали трех мужчин от 32 до 60 лет. Назначен ряд экспертиз, по результатам которых примется решение о возбуждении уголовных дел. Накануне Международного Дня цыган корреспондент "НацАкцента" в Ленинградской области разбирается в ситуации.
Поводом для визита правоохранительных органов послужил инцидент, произошедший между жителями поселка Заводского и представителями некогда кочевого народа из Верхних Осельков. Местные жители пресекли акт открытого хищения, слегка намяв бока непрошенному гостю из соседней деревни. Однако дело приняло неожиданный оборот: через несколько часов в поселок на трех автомобилях прибыли соплеменники незадачливого собирателя металлолома. Томимые жаждой мести, они, вооружившись дрыном и угрожая селянам пистолетом, разгромили автомобиль местного жителя.
В правоохранительных органах неохотно комментируют происшествие, только опубликовали видео с места событий. Несложно догадаться, что стражи порядка осторожничают. Ведь одно неверное слово - и сработает эффект зажжённой спички, упавшей в сухую траву.
Строить стены или наводить мосты?
Сегодня в Ленинградской области, по данным переписи 2010 года, проживают 3885 цыган. Однако, как считают независимые эксперты, на самом деле их число значительно больше. Они давно утратили кочевой образ жизни и по факту являются коренным населением региона. О противостоянии местных жителей с местным табором "Национальный акцент" писал ранее.
- Изгоями переехавшие в начале 70-х из Молдавии цыгане Верхних Осельков раньше никогда себя не чувствовали,
- пытаясь объяснить причину нынешнего конфликта, говорит прежний глава поселковой администрации Армен Ананян.
– Местному населению в бытность СССР они не мешали. Постепенно интегрировались, при этом сохраняя национальную идентичность. Постепенно наша колоритная деревня стала своеобразным этнографическим уголком на карте Ленинградской области. Распад большого государства внес коррективы, а технология некоего заигрывания с малочисленными народами в начале 90-х годов усложнила ситуацию.
По словам Ананяна, межнациональное согласие – это дорога с двухсторонним движением:
- Люди привыкли строить вместо мостов – стены. У меня нет готовых рецептов решения межнациональных проблем. Но, знаете, чтобы стать каким-то образом ближе к кочевому народу, я когда-то приобрел цыганско-русский разговорник. Часто встречался с бароном и другими старейшинами табора. Была даже идея создать этническую деревню, которую могли бы контролировать как правоохранительные органы, так и местные власти. Но дело как-то не пошло. Думаю, решать вопрос нужно очень аккуратно. Интересная деталь: цыгане, которые могут слукавить, сами терпеть не могут лжи и фальши. Выстраивая отношения с табором, необходимо помнить об этом.
- В деревне они ведут себя отвратительно, - говорит староста Верхних Осельков Надежда Зайцева. – Жить от шума и гама стало невозможно. Родители волнуются, боятся выпускать детей на улицу. Цыгане, чувствуя безнаказанность, не боятся воровать. Сейчас ситуация обострилась. Они ездят по садоводствам и поселкам, не просто подбирая металл, но и разбирали заборы, калитки, выкорчевывали из земли целые столбы. С заброшенных участков выносят все прямо днем, не стесняясь, что их заметят. Мы не раз писали гневные письма в местную администрацию, сигнализируя о ранних браках и шумных свадьбах, которые нарушают покой.
- Табор держит нас в страхе, молодая поросль постоянно кричит, что скоро всех нас, коренных жителей, отсюда выживут, — признается другая жительница поселка Светлана Астафьева. — Сейчас их около двух тысяч душ. В основном живут в таборе на материнский капитал и социальные пособия. В некоторых семьях по 15-20 детей, и за всех они получают от государства деньги! Отсюда и нежелание трудиться. Их приучили жить за счет дотаций. Помимо этого многодетным бесплатно выделяют земельные наделы, которые те продают. На эти средства приобретают дорогие машины. Страшно, когда такие водители гоняют по улицам, не соблюдая никаких правил дорожного движения.
"Цыганы шумною толпой"
- Жилье в нашем поселке очень дешевое, - отмечают давние жители Верхних Осельков. – Цены ниже рыночной стоимости держатся в том числе из-за "кошмарного" соседства. Так что, кота в мешке никто не покупал. Но в последнее время люди, которые недавно купили дома, стали уверенно и даже агрессивно себя вести, строчат письма в администрацию, пишут жалобы в государственные структуры. Приобретая за гроши большой надел, нужно понять и принять странные нравы и обычаи соседей. Конечно, кочевой народ, тоже не подарок.
- Мы – люди набожные, – рассказывает цыганский барон Гога Дынович. – Каждую неделю ходим в церковь. Табор был создан после указа 1956 года, запретившего цыганам вести кочевой образ жизни на территории СССР. Тогда местные власти помогли построить дома и официально зарегистрировали всех жителей поселка. Но все-таки большинство цыган переехали сюда из Молдавской ССР в 70-х.
- Не могу сказать, что конкретно произошло и привело к конфликту, сам многое узнаю через СМИ, - откровенно признается и.о. заместителя главы администрации Лесколовского сельского поселения Александр Толмачев. – К сожалению, голос разума все больше затягивается информационным шумом негативных эмоций. В обсуждениях в социальных сетях все чаще скользит злорадство по отношению к цыганам. Постоянные упреки, яростные блоги в социальных сетях, частные нападки никак не способствуют дружелюбию. Но ведь такое отношение - это абсурд!
По мнению Александра Толмачева, цыган многие воспринимают в штыки еще и потому, что те часто не понимают границ дозволенного и провоцируют агрессию в свой адрес.
- Именно это и стало своего рода защитной реакцией и детонатором для последней стычки. Одно могу сказать точно: наши цыгане не промышляют наркотой. Занимаются жители табора сельским хозяйством, трудятся на стройках, собирают металл, а женщины гадают. Цыганский барон Гога Дынович говорит, что за воровство своих соплеменников наказывает жестко.
Такие же граждане
Шумные жители табора, безусловно, заметно отличаются от соседей по образу жизни, нравам и традициям. Их интеграция – актуальная задача. Понимают это и в Комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Он совместно с местными властями проводит большую работу для гармонизации отношений. Дети из табора учатся в школе, для них выделили специальный автобус. И если раньше после третьего класса дети оставляли школу, то сейчас многие оканчивают пять классов. Некоторые родители отходят от идеи ранних браков.
- Цыгане - такие же граждане с правами и обязанностями, - считает местный депутат Лариса Кириченко. – Но ломать их традиции, сложившиеся веками, очень сложно. Сколько мы ни пытались, никто не хочет брать их на работу, лишь несколько женщин с трудом устроили на местную птицефабрику. Вирус недружелюбия ни к чему хорошему не приведет.
Отношение к цыганам, безусловно, во многом вызвано плохо работающими программами их интеграции. А значит, нужно разрабатывать "прививку", способную побороть тот самый вирус недружелюбия.
Фото автора.
Тэги