Герой для Хакасии эксклюзив

Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Герой для Хакасии

Процесс присвоения 45 аэропортам имён выдающихся россиян инициировали три года назад по предложению на тот момент действующего министра культуры России Владимира Мединского. Особой волны негатива идея не вызвала. Максимум говорили о чрезмерной дороговизне проекта. С точки зрения просветительской ценности идея была принята довольно благосклонно: без сомнения народ должен знать и помнить своих героев, учёных, выдающихся писателей, художников и музыкантов.

Первая волна схлынула, большие аэропорты получили новые имена, и пришёл черёд аэропортов поменьше. Вот тут и проявились скрытые проблемы, недовольства и обиды.

Хакас или русский?

Не знаю, как подобную идею встретили в других городах России, как выдвигали номинантов и проходили голосования, но в Хакасии сопутствующей составляющей вновь стал национальный вопрос.

В первоначальный список имён-претендентов на имя аэропорту Абакана вошли семеро выдающихся людей: заслуженный пилот России Петр Аткин, ветеран Великой Отечественной войны, лётчик-истребитель Матвей Барахтаев, писатель, поэт, общественный деятель Николай Доможаков, хакасский сказитель-хайджи Семен Кадышев, писатель, почётный гражданин города Абакана Михаил Кильчичаков, член Союза писателей СССР, хакасский сказитель Петр Курбижеков и Герой Советского Союза, лётчик, ветеран Великой Отечественной войны Василий Тихонов.

Из семерых кандидатов – шестеро "титульной" для Хакасии национальности и один русский. И это при том, что доля хакасов составляет около 12%, а русских в республике – 80%.

В ходе развернувшегося в соцсетях бурного обсуждения часть спорящих упирали на то, что раз аэропорт в Хакасии, то и имя должно принадлежать представителю "коренной" национальности. Дров в огонь добавлял тот факт, что в последние годы на фоне активного развития угледобывающей промышленности и связанного с этим перевода земель сельсхозназначения и традиционного пользования под угольные разрезы, национальный вопрос – тема довольно болезненная. Витающее в воздухе настроение отлично передаёт фраза активиста движения "Живая Хакасия" Павла Бурнакова:

"Все движется в направлении, в котором определяющим является присущий Российскому государству имперский дух и своеобразное понимание его величия. В этих рамках коренным народам уготована роль подневольных участников, со строго отведёнными им ролями в строительстве "светлого будущего" России".

Справедливости ради отмечу, что при обсуждении выбора имени для присвоения аэропорту считающих, что главное не национальная принадлежность выдвигаемого номинанта, а его достижения, тоже хватало.

фрагмент обсуждения в соцсети

Но факт остаётся фактом: противопоставление хакасы-русские вновь появилось на повестке дня. И это, честно скажу, не самая приятная повестка. И не только потому, что "большому брату" рекомендовано каяться за все грехи, обиды и кошмарные сны. Скачки по разные стороны барьера к миру и согласию уж точно не ведут. Одно хорошо, яростных националистов в республике раз-два и обчёлся. В основном, что хакасы, что русские, что представители других народов интернационалисты в лучшем смысле этого слова.

Наш покруче будет!

Второй момент, о котором явно не подумали организаторы конкурса по присвоению имени, это начавшееся состязание среди сторонников номинантов.

- Наш герой всех героев героистее! – примерно таков рефрен доводов в пользу своего кандидата. Подозреваю, что герои войны, лётчики Василий Тихонов, Серафим Урыбин и другие личности сказали бы пару ласковых непрошенным доброхотам, если бы были живы. 

Третье неприятное последствие, обострившаяся, хоть и не очень активная перепалка среди сторонников развития хакасской культуры: взаимные напоминания о старых обидах и забытых достижениях.

Среди хакасов нет согласия. С одной стороны, это связано с пресловутым "угольным" вопросом: есть не только противники развития угледобычи, но и сторонники. С другой, продолжается старое соперничество среди различных национальных объединений.

Как писала в соцсетях председатель отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация искусствоведов" Маина Чебодаева: "У хакасского народа, видимо никогда не будет единства. Вот почему нас так и мало и нет взаимопонимания и взаимопомощи".

В свою очередь, общественный деятель Павел Бурнаков в паблике "Живая Хаксия" отметил:

 Все так называемые съезды (курултаи, хуралы) носят формальный и в большей степени театральный характер, а его решения принимают форму пустых деклараций. Это своего рода, форма проявления лояльности и смиренности покоренных народов.

Любое участие в мероприятиях подобного типа показывает слабость народа и продажность его политической элиты, что, в свою очередь усиливает позиции всевозможных политических проходимцев и временщиков, прикрывающихся мощью государственного аппарата и ложными государственными интересами. Яркий пример -  действия угольных вандалов и их приспешников от власти в Хакасии.

Думаю, что целью предстоящего "съезда хакасского народа" является полное и безоговорочное одобрение его участниками политики по развитию угольной промышленности в Хакасии, возможное назначение на должность председателя Совета Старейшин Асочакова Андрея Серафимовича и главное - "удовлетворить" настоятельную потребность хакасского народа "поплакаться в жилетку" старшего брата.

И ведь немаловажно то, что вся эта суета проходит на фоне отнюдь не прекрасного положения дел с изучением истории Хакасии, вклада в развитие тех или иных людей.

В интервью порталу ИА "Хакасия" Марина Чебодаева говорила:

"...военная история в настоящее время находится в Хакасии в загоне. В 1980-2000-е годы вышли книги историков С. П. Ултургашева "Пирятинская Краснознаменная", Ултургашева "Сибирская гвардейская и П. И. Чебодаева "Военный вклад Хакасии в Победу в Великой Отечественной войне. И, к глубокому сожалению, научных изданий по военной истории Хакасии больше нет. И это касается непосредственно научной работы в ХакНИИЯЛИ, где учёные должны заниматься также изучением военной истории, но в последнее время в институте расцвел "махровый национализм" и акцент делается только на изучение "хакасоведения" (термин, введённый одним учёным и включает в себя изучение языка, литературы и фольклора) и сами понимаете, в какой научный тупик может прийти институт благодаря этой создавшейся ситуации".

Можно только мечтать, чтобы средства, которые планируется потратить на переименование аэропорта Абакан, пошли на изучение истории, сохранение могил людей, чей вклад в развитие Хакасии признан значимым, издание книг и популярных материалов. Да мало ли что можно сделать – вот это была бы память! Без грызни, склоки, ненужных претензий и обострения национального вопроса.

В конце концов, если уж так хочется связать воздушную гавань и имена героев Хакасии, представить их гостям республики, то лучше бы в здании аэропорта устроили краеведческую выставку, где на стендах разместили бы небольшие рассказы, портреты, биографии этих выдающихся людей.из соцсетей

Фото на превью - сайт аэропорта Абакана.


Тэги