Убежать от карантина из столицы в деревню, подружиться с соседями, почувствовать свою "русскость", поставить спектакль, в котором декорацией стал лес, провести несколько творческих лабораторий, стать погорельцами, поднять опустившиеся руки, засучить рукава и задумать еще несколько премьер. Весь этот путь команде "Эскизы в пространстве" удалось пройти меньше чем за год. О планах на новый сезон "НацАкцент" поговорил с режиссером Сельского театра драмы и комедии в Фомихе Дмитрием Максименковым.
Домик в деревне
"Эскизы в пространстве" - команда профессиональных актеров, режиссеров, художников и музыкантов, резиденты Театрального центра им. Всеволода Мейерхольда и участники многих фестивалей и смотров, в том числе в формате outdoors. Весной прошлого года молодые москвичи открыли собственный театр в 30 километрах от Суздаля.
- О домике в деревне и сельском театре мы задумывались и до пандемии, когда участвовали в лаборатории наших друзей из творческого сообщества "МИРА" в тех краях. Сцена – ограничивает творчество, а на природе границ практически нет: все, что происходит вокруг от похода в лес до переправы, можно сделать частью представления. Закрытие в Москве всех площадок и самоизоляция просто ускорили процесс становления нового театра: работы не стало, за уже сделанную в конце года неплохо заплатили. Это позволило купить дом во Владимирской области и начать работу над первой постановкой Сельского театра драмы и комедии, - рассказывает режиссер театра Дмитрий Максименков.
Ребятам приглянулась деревня Фомиха – небольшое поселение, в котором зимой живут буквально несколько семей. Летом за счет дачников население растет, но не сильно: все жители знают друг друга. К появлению новых лиц деревенские поначалу отнеслись настороженно.
- Один сосед признался, что решил, что мы какая-то "славянская секта": водим хороводы в сарафанах и венках, песни русские поем. Это он увидел момент одной из наших лабораторий, посвященной исследованию традиционной культуры. Потом все разобрались, кто мы такие, и сами стали участвовать по мере сил: интересно же!
А участвовать есть в чем: спектакли театр ставит интерактивные, "вписанные" в окружающее пространство. Например, зрителей пьесы "По грибы" водили в настоящей лес, где и разворачивалось действо.
Спустя некоторое время одна из местных жительниц стала выгуливать у тропинки свою козу с козлятами. "Городские" умилялись и фотографировались, хозяйка гордилась, у спектакля появилась еще одна мизансцена, а у театра – талисман – коза Дочка.
Некоторое недоумение у местного населения вызвал и образ жизни, который ведет труппа.
- Дачники обычно приезжают шашлыков пожарить и горячительного выпить. А мы-то приехали не отдыхать, а спектакли ставить. И у нас правило – на работе ни-ни. Мы сразу всех соседей стали в гости звать на чай, и ловили удивленные взгляды, что "к чаю" ничего не подаем. Но тоже прошло: привыкли и прониклись.
В деревне я русский
- Говорить о корнях сейчас модно. А у большинства из нас они общие – сельские. Все мы - правнуки и праправнуки деревенских. И это как-то само собой вспоминается и ощущается, когда выезжаешь из Москвы. Ведь еще сто лет назад большинство россиян жили не в городах. В той же Фомихе когда-то было 1000 жителей! Помню, на Ставрополье дед меня, школьника, учил косить, я ухмылялся – зачем это мне. Дед сердился – навык полезный, пригодится рано или поздно. А ведь прав был – пригодился! Прошлым летом после огромного перерыва взял в руки косу.
Летом 2020-го в Фомихе труппа бывала наездами: приезжали на пару недель, репетировали, проводили спектакль или творческую лабораторию (что-то наподобие учебной мастерской с выездом на пленэр, но для молодых актеров и режиссеров), уезжали обратно в Москву. И строили планы на летний сезон 2021 года: как-то само собой, в деревню стало "тянуть" больше, чем в город:
- Я сам для себя это сформулировал так: в Москве я россиянин, гражданин страны, член гражданского общества. А в деревне – русский. Там раскрывается что-то глубинное в человеке, что-то, что хочется выразить в театральной форме. Например, мы все очень заинтересовались темой сказок и сказительства.
На сезон 2021 года была запланирована премьера спектакля "Дневник Колобка", основанного на переосмыслении сюжетов русских северных сказок. Но пока репетиции "на месте" отложены – в январе дом в Фомихе сгорел.
Пожар как стимул
- Пожарные сказали: проводка коротнула, так часто бывает в деревнях. К счастью, мы были в городе, поэтому при пожаре никто не пострадал. Первая реакция – шок. Мы так старались, восстанавливали дом своими руками, обживали пространство. Потом подумали, что не все так страшно. Значит, будет новый дом.
Строительство – вещь не быстрая, но зато можно сделать сразу так, как хочется, с учетом всех особенных театральных запросов. Немного подумав, обращаться к архитекторам команда не стала: современный дом, даже стилизованный, как-то не представлялся в Фомихе. Да и стоит хороший проект недешево.
- Кто-то из друзей упомянул, что сейчас есть возможность купить готовый старинный дом в одной деревне, разобрать его и перевезти в другую. Это кропотливая, но выполнимая работа. Старые дома крепкие. Мы решили, что этот путь – наш и стали искать новый дом для сельского театра.
Такой дом нашелся в Коврове. Он в два раза просторнее сгоревшего, что позволит вместить больше зрителей, но главное – идеально вписывается в пространство Фомихи, не нарушая ее аутентичность.
- Больше всего нам нравятся наличники – резные, кружевные. Старый дом был красивый, но советского типового образца, а этот – как из русской сказки.
Дом, как и старый годом ранее, покупали в складчину. И денег хватило. Не хватило только на перевоз строения на новое место.
- Так как ресурсы друзей и близких уже исчерпаны, решили объявить краудфандинговый сбор. Нам подсказали, что "на все хорошее" люди деньги дают, но охотнее это делают, если получают взамен какое-то тематическое вознаграждение. Создали несколько лотов: билеты на будущие спектакли, видеоприветствие от козы Дочки и ее козлят, вечеринка в сельском стиле. Никак не могли придумать что-то для средней суммы пожертвования. И тут моя мама связала носки: говорит, раз театр сельский, то и подарки должны быть русские деревенские. А на нее глядя, и мамы остальных стали носки вязать! Так что теперь у нас не только театр, но и небольшая артель вязальщиц.
Спрашиваю, не было ли мысли в качестве лота выставить по заветам Тома Сойера возможность поработать на стройке?
- Ой, работа у нас найдется! Но и рук хватает! Мы сами, друзья, родные. Хотим не только дом перевезти, но и пространство для постановок во дворе сделать. И вообще планов масса, помимо "Дневника Колобка": будем водить по Суздалю театрализованные экскурсии, хотим провести фестиваль читок современной драматургии, новые театральные лаборатории и практики. Если получится, то уже этим летом! Все бы успеть!
А вот в том, нужен ли самой Фомихе Сельский театр драмы и комедии, Дмитрий не сомневается: даже за один неполный год в деревне произошли заметные перемены. Например, когда во время премьеры спектакля "По грибы" труппа и зрители случайно наткнулись в лесу на несанкционированную свалку, которая удивительным образом вписалась в сюжет (по тексту пьесы грибы в альтернативной России питаются пластиком), местные сначала смутились, а потом задумались. И уже в этом году всем миром с помощью новых "театральных" соседей планируют от мусора избавиться.
- Придется теперь как-то по-другому спектакль заканчивать, без выхода к свалке, но это же хорошо! А главное - это только первая ласточка. Мы верим, что с помощью искусства сможем не только вдохнуть новую жизнь в это место, но решить и другие насущные проблемы села, -
убежден Дмитрий Максименков.
Фото предоставлены героем публикации.