"Уральская казачья кибердружина "МедиаЩит" займется поиском и блокировкой мата в соцсетях. Обучение прошли порядка 60 добровольцев, которые будут бороться с нецензурной лексикой". Эта новость в начале года взлетела на верхнюю строчку региональной ленты Яндекс.Новостей на Урале и попала в федеральный топ. "НацАкцент" заинтересовался подробностями казачьих киберрейдов.
Дружины вышли в Интернет
Кибердружины стали набирать популярность в последние годы. В них состоят волонтеры в основном из числа молодежи. Они стоят на страже информационной безопасности в Сети: мониторят сайты, ищут опасную информацию, в том числе, о суицидах, и отправляют ее в профильные ведомства и силовые структуры для блокировки нежелательного контента.
Одной из таких организаций и стала кибердружина "МедиаЩит" при студенческом центре патриотического воспитания "Святогор" Уральского государственного горного университета. Структуру поддерживает региональное Министерство образования и молодежной политики. На счету дружинников — судя по их презентации — 200 заблокированных источников с запрещенной информацией.
Информация в обмен на гарантию
"С 1 февраля в российских социальных сетях запрещено употребление матерных слов: власти обязали ресурсы, с аудиторией более чем 500 тысяч человек в сутки находить и блокировать контент, "содержащий нецензурную брань".
В преддверии вступления закона в силу "МедиаЩит" анонсировал мониторинг соцсетей на предмет обсценной лексики. СМИ получили весьма краткую информацию об алгоритме действий:
"В случае обнаружения записей с матом — будем писать администратору сообщества с просьбой удалить их. Если ответа не последует, то будем жаловаться администрации социальной сети. Кроме этого мы создаем позитивный контент в своей группе "ВКонтакте": полезные статьи, подборки фильмов и прочее, — рассказал руководитель организации Андрей Замятин.
Закона, регулирующего такого рода работу, из которого можно понять механизм и алгоритм действия кибердружин, пока нет.
Еще три года назад депутаты решили было "легализовать" деятельность граждан в противодействии распространению противоправной информации в Интернете. Законопроект о кибердружинах прошел даже нулевые чтения в Госдуме, он прописывал взаимодействие добровольцев с правоохранительными органами. Однако документ получил ряд замечаний экспертов, был отправлен на доработку и… сгинул без следа где-то в бумажных дебрях на Охотном ряду.
Вопросов о том, как будет построена работа, возникает немало. Каким методом будут выявлять нехорошие слова? Казаки будут смотреть какие-то конкретные ресурсы или нет? Групп в соцсетях великое множество — как намерены за всеми уследить? Что будет с несогласными удалить контент? Если работа ведется только в рамках гранта, то на какой период она рассчитана? Однако на вопрос "НацАкцента" бравые кибердружинники ответили глухим молчанием.
Безмолвный "МедиаЩит" относится к Оренбургскому казачьему войску — составной части Всероссийского казачьего общества (ВКО). Но и в головной организации не смогли прояснить ситуацию: пресс-служба решила с нашей редакцией... поторговаться — мол, помогут договориться со своими киберказаками, но только в обмен на хорошую публикацию под их строжайшим контролем. Пришлось провести ликбез о том, что, несмотря на наши очень добрые намерения, такая постановка вопроса противоречит редакционной политике "НацАкцента". А еще Закону о СМИ, с которым мы советуем ознакомиться сотрудникам пресс-служб.
Атаман не в курсе?
Радение молодежи за чистоту русского языка атаман Всероссийского казачьего войска Николай Долуда в разговоре с сетевым изданием "74.ру" назвал самодеятельностью и поставил под сомнение причастность активистов к настоящему казачеству.
"Пока официально заниматься этим казаки не будут, — заявил атаман. — Я таких целей не ставил. Кибердружины — это самодеятельность, у нас таких общественников — 600 тысяч по стране, там не понять, кто чем занимается. Многие сейчас специально под казаков "канают". Всякие там Иванов, Петров считают, что они казаки. И вот он под этим названием "казак" шурует там в сети Интернет, но он абсолютно не казак".
Члены казачьих организаций выходят в рейды с полицией и не пасуют перед преступниками, защищают молодежь от наркоторговцев в Интернете. Но почему же они так боятся честно рассказать о своей работе? А ведь пока официальные казачьи структуры молчат и открещиваются от своих же, в информационном поле вовсю орудуют те, кто выдает себя за казаков и от их имени предлагают весьма странные вещи. Например, проверять уместность использования георгиевских лент, рекомендуют отказаться от дистанционных термометров или не прививаться отечественным препаратом от коронавируса.
До тех пор пока представители казачества будут бояться открытого диалога и транслировать СМИ исключительно празднично-танцевальную информацию о себе, общество так и будет судить о них лишь по эпатажным поступкам псевдоказачьих активистов.
На фото из архива "НацАкцента" - участники конного перехода из Волгограда в Севастополь, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 2015 год.
Тэги