Каждый день в храме Александра Невского в Астрахани молятся о воинах, за веру и Отечество жизнь свою положивших. Их называют поименно. Не только православных, но и мусульман. В День вывода советских войск из Афганистана "НацАкцент" рассказывает историю уникальной астраханской церкви.
Церковь Святого благоверного князя Александра Невского – это храм воинской славы. У него даже купол нетрадиционный – в форме шлема. Маленький, размером не больше часовни, он хорошо виден с оживленной улицы Николая Островского, возвышаясь на аллее Афганцев.
Сама аллея – детище местных ветеранов-афганцев. Год назад здесь по программе "Комфортная городская среда" поменяли покрытие. А четверть века назад ветераны сами укладывали плитку, сажали деревья. Поставили памятник "Долгий путь домой из Афганистана".
"Идея поставить здесь храм-памятник принадлежит нашему ветерану Сергею Голову и бывшему десантнику, настоятелю Христорождественского храма в селе Красный Яр отцу Григорию, а затем схимонаху Науму, ныне покойному, - рассказывает председатель исполкома Астраханского регионального отделения Российского союза ветеранов Афганистана Николай Насад. – Они пробивали землю, вышли с инициативой строительства храма. Здесь нет ни одного бюджетного рубля. Жертвовали ветераны, их родственники, близкие. Строила храм фирма "Зодчий", директор которой Вячеслав Авдеев сам бывший десантник".
"Здесь сплошной подвиг"
В притворе храма – две мемориальные доски с именами астраханских ребят, погибших в локальных конфликтах. Афганистан, Чечня, Нагорный Карабах. Около 200 имен выбито на черном мраморе, а сверху на них спускается голубь – Святой дух. Среди фамилий немало казахских, татарских… Чтобы разрешили разместить имена мусульман в православном храме и служить по ним панихиду, ходили за благословением к муфтию Назымбеку хазрату и владыке Ионе. Благословение было дано. Ведь Бог един, мы только молимся и называем его по-разному, говорит Николай Насад.
"Толстиков Владимир, он первый погиб. В Афгане даже на землю не успел ступить. Самолет врезался в гору, никто не выжил, - рассказывает Николай Николаевич, разглядывая плиту. – Олег Никитин был вторым. Его родители еще живы, приходят сюда. Сажа Рыжов погиб на свой день рождения, 21 января. В тот день Сережа Скляров, царство ему небесное, похоронили недавно, заходит в его палатку, а Саша говорит: "Мне сон приснился, что меня сегодня убьют". Сережа ему: "Ну, ты не ходи". А он говорит: "Как я не пойду? Там молодежь идет". И он пошел, от кишлака к кишлаку пробегал, и ему снайпер прямо в лоб. Володя Джамалбеков – на фотографии как ребенок, совсем молоденький пацан. Был автомобилистом. Больше всех в Афгане их погибло – не пехоты, не десантников. Автомобилисты – это была живая мишень для духов. Могу про всех рассказывать, но это будет долго. Здесь сплошной подвиг. Каждый ушел как герой".
Николай Насад сам прослужил в Афганистане два года и два месяца. Был командиром взвода батальона эвакуации техники. "И у нас ребята уходили. У каждого уходили".
Несколько лет назад, вспоминает он, с Урала в Астрахань пришел теплоход с ветеранами Афганистана. В администрации местным афганцам сказали – встретьте, ваши едут. В музее боевой славы, где состоялась встреча, попросили рассказать, кто где служил.
"Я встал, рассказываю, что командиром взвода был в автобате. А один из гостей мне: "Ты чего говоришь, там Насад был командиром взвода". Я говорю: "А я тогда кто?", - смеясь, вспоминает Николай Насад. - Мы с ним прослужили вместе чуть больше месяца – я уходил, а он пришел".
А еще в храме Александра Невского есть необычная икона - Жени Родионова. В 1996 году, прослужив месяц в Чечне, Евгений попал в плен. Ему предлагали сохранить жизнь, если он откажется от веры и снимет нательный крест. Евгений отказался, его обезглавили. Мать солдата ездила в Чечню. Встречалась с полевыми командирами, смогла найти место захоронения сына и отвезти его тело на родину. Уже много лет звучат призывы причислить Евгения к лику святых мучеников. Он не канонизирован, но иконы в его честь висят в храмах в разных уголках страны. В Астрахани она находилась в Успенском соборе кремля, но затем ее благословили поместить в храме Александра Невского.
"Это раньше мы были атеисты"
"В 2013 году мы получили благословение, чтобы совершать здесь каждый день молитвы. Оформили юридически приход, создали общину. Провели электричество",
- рассказывает настоятель храма отец Валентин Вовчок.
С тех пор здесь совершаются литургия, вечерня, ежедневно в 15 часов читается псалтырь по всем умершим воинам-интернационалистам.
Сегодня, 15 февраля, в День вывода советских войск из Афганистана, здесь особенно многолюдно. Ветераны, вдовы, жены, друзья погибших ребят приходят сюда и в другие памятные даты: 25 декабря, в день ввода войск в Афганистан, 25 мая – в день начала вывода советских войск. 2 августа на аллее Афганцев собираются десантники. Ставят свечи в храме, молятся.
"Это наш ритуал. Раньше мы были атеисты, но в моем возрасте человек уже тянется к Богу, ищет душевного покоя", - говорит Николай Насад.
Храмы-братья
С прошлого лета из-за коронавирусных ограничений службы в храме Александра Невского проходят только по выходным. В будни служат по соседству – в строящейся церкви Сергия Радонежского. Эти два храма – в каком-то смысле братья. В феврале 2012 года в 9-этажном доме на улице Николая Островского произошел взрыв бытового газа. Взрывная волна полностью разрушила подъезд, 11 человек погибли. Когда стало ясно, что дом восстановлению не подлежит, возник вопрос, что будет на его месте. Тогда жители микрорайона, прихожане храма Александра Невского, за неделю собрали более двух тысяч подписей с просьбой построить на месте рухнувшей многоэтажки церковь. Большую и вместительную. В память о погибших.
Сейчас в нижнем ярусе уже проходят службы. Установлен купол, сделана кровля, заведено электричество, вскоре, даст Бог, начнутся отделочные работы. Здесь тоже нет бюджетных средств – все строится на пожертвования.
"Так благодаря маленькому храму строится большой, - говорит отец Валентин. – Все в этом мире взаимосвязано".
Помяни их в молитвах
"Конечно, было бы правильно сделать где-то рядышком часовенку, минарет, молельную комнату, чтобы и мусульмане могли по своим обычаям поминать ребят, - говорит председатель Астраханского регионального отделения Российского союза ветеранов Афганистана Магомед Султанов. – Но в свое время об этом никто не похлопотал, а сейчас уже нет возможности".
Дело в том, что храм Александра Невского построен в оживленном месте, на единственном маленьком клочке земли, свободном от коммуникаций. Пристроить к нему уже невозможно даже ступеньки.
Но те, кому традиция не позволяет молиться и поминать ближних в православном храме, все равно приходят на аллею Афганцев – возложить цветы к памятнику и отдать дань погибшим. Прежний монумент "Долгая дорога домой из Афганистана", который после постройки церкви оказался закрыт от людских глаз, перенесли в село Красный Яр. А на площадке перед храмом в прошлом году установили новый – памятник воинам, погибшим за пределами Отечества. Сами ветераны называют его "Черный тюльпан".
Фигура солдата весом более тонны сделана из дагестанского гранита, за которым специально ездили в соседнюю республику. Вокруг мемориала уложили скальный камень, добытый в Афганистане. На нем поместили таблички с именами бойцов, сложивших голову за Родину, но вдали от нее.
"Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, вождей и воинов, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших!".
Фото Владимира Бендта.
Тэги