В Беларуси и Тверской области формируется новая квазинациональная идентичность - кривичи. Первое сообщество белорусских реэтнизаторов, утверждающих, что белорусы имеют балтское кривичское происхождение, появилось в республике еще 10 лет назад. Сегодня единомышленники наших западных соседей появились и в России.
Накануне Нового года этнокультурный проект "Крывия" из Беларуси впервые презентовали в Москве. На мероприятии побывал и корреспондент "НацАкцента". В небольшом зале Российской государственной библиотеки им. Ленина, кажется, собрались только свои. Этнические белорусы, исследователи традиционной культуры русского, славянских народов и несколько интересующихся из числа неоязычников.
Лидер кривичей Аляксей Дзермант из Минска - глава этнокультурного центра "Крыўя" (Крывия) - представил доктрину своей организации. Согласно представлениям членов "Крывии", белорусы являются прямыми наследниками балто-язычных племен, соотносимых с летописными кривичами.
Территория Беларуси и некоторые сопредельные земли, еще в XIX веке заселенные балто-язычным или имеющим балтское происхождение, но уже ассимилированное славянами населением, мыслится кривичами сакральной - Святой землей, "откуда мы и сейчас черпаем свою Веру, свою Силу и свое Слово".
"Наша история - не только история этничности, но и определенного типа духовности, - рассказал Дзермант "НацАкценту". - Это поиск своей Святой земли не где-то далеко - в Иерусалиме или Риме, а там, где ты являешься автохтоном и продолжаешь свой род".
Этот особый тип духовной культуры, в общих чертах обрисованный главой центра, представляет собой языческо-христианский синкретизм, присущий деревне на посткривичских территориях. Так, Аляксей Дзермант считает главным элементом новой белорусской идентичности почитание предков ("дедов"). Однако данный пункт скорее можно назвать общим местом для многих движений возрождения народов Европейской части бывшего СССР в последние 25 лет.
Гораздо интересней то, что по сути "Крывия" представляет собой проект масштабной реэтнизации белорусского народа - "возвращение к истокам", но уже на балтской этнической основе. Однако о степени влиятельности новой теории говорить трудно. Белорусский музыкант Алесь Микус, один из активистов балтского возрождения, оценивает количество приверженцов в несколько сотен человек. С другой стороны, элементы кривичского ренессанса (традиционная этническая музыка, например), по его же словам, достаточно популярны среди молодежи республики.
В этой связи еще примечательно и то, что белорусские кривичи не находятся в оппозиции к режиму Александра Лукашенко. Власти спокойно смотрят на этнофутуризм сограждан и не мешают новым кривичам самоидентифицироваться подобным образом.
Впрочем, с 2011 года кривская реэтнизация перестала быть феноменом только лишь западного соседа России.
Год назад в Твери появилось сообщество молодых людей, которые разделяют взгляды белорусских участников Крывии. Тверское этнокультурное объединение "Твержа" видит "приоритетом своей деятельности сохранение и преумножение кривической традиции, сбор и систематизацию знаний о мире предков, адаптацию традиционного миропонимания к современным реалиям".
Объединение существует как неформальное сообщество единомышленников, занимающихся поиском кривичских культурных следов в западной части Тверской области. К примеру, его члены посещают древние сакральные места балтов, что позволяет говорить об элементах паломничества в активности российских кривичей.
Кроме того, тверские кривичи сняли документальный этнографический фильм о балтском наследии своего региона, разработали собственную символику (флаг, элементы дизайна), которые и представили в Ленинке. В планах "Тверской Крывии" - реконструкция традиционного балтского подворья.
В целом, можно говорить об интересном феномене формирования новой квазинациональной идентичности, довольно легко преодолевшей границы России с Запада, примеров чему в последнее время почти нет.
От субкультурных реконструкторских тусовок кривское сообщество отличается опорой на реально существовавшую традицию кривичского племени, на базе которого потом во многом формировалась и собственно белорусская национальная традиция. А новая оптика активистов Крывии - более широкий в плане географии и культурологии взгляд, позволила им привлекать сторонников с сопредельных Белоруссии территорий и осуществлять культурную экспансию.
Кривичи ожили в Твери
Поделитесь статьей
Поделитесь статьей