Тема новой реальности коммуникативного пространства как последствия пандемии затронула разные сферы жизни, в том числе заставила меняться и искать новые форматы работы медиа и некоммерческий сектор. Пандемия помимо сложностей перестройки на новый формат дала возможности для реализации внутренних ресурсов. Как этот ресурс использовали в своей работе федеральные и региональные СМИ и некоммерческий сектор, в каком направлении они будут развиваться в ближайшие годы, 30 ноября обсудили участники IV Медиафорума этнических и региональных СМИ. Впервые за 4-летнюю историю форума он проходил одновременно и очном и онлайн-форматах и собрал представителей всех регионов России.
В конгресс-центре Правительства г. Москвы собрались журналисты, блогеры и общественники из 51 региона России, трансляция всех трех тематических площадок, пленарного заседания и подведения итогов велась в режиме реального времени.
Главной отличительной особенностью очной части стали медицинские маски на лицах участников и обязательные перчатки, соблюдать социальную дистанцию помогали матрешки с национальным орнаментом, которые расположились через одно кресло в залах заседаний медиафорума. А накануне мероприятий все иногородние участники прошли тест на covid19.
По традиции форум гачался с планарного заседания с участием заместителя начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александра Журавского, руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталия Сучкова, президента Гильдии межэтнической журналистики Маргариты Лянге, исполнительного директора Фонда президентских грантов Антона Долгова, руководителя проектов Яндекс. Эфир Юлии Трошкиной.
"Наш Форум проводится уже четвертый год подряд. За это время он стал уникальной площадкой для обмена опытом между коллегами в сфере межэтнической журналистики", -
отметил, открывая мероприятие, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков.
"Задача нашего Медиафорума — обмен идеями и лучшими практиками взаимодействия гражданского общества, медиа и власти, преодоление проблем, которые мешают развиваться нашей прекрасной стране. Убеждена, каждый из участников получит здесь стимул для творчества, новые знакомства, а ещё — непередаваемое ощущение полёта и безграничных возможностей, которое возникает, когда вместе собираются талантливые, неравнодушные и эффективные профессионалы. И онлайн не станет для этого помехой!", считает член Общественной палаты России и Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Маргарита Лянге.
"Пандемия скорректировала работу медиа и некоммерческого сектора. Она стала проверкой консолидации зрелости общества, в том числе институтов гражданского общества, СМИ, готовности общества к нестандартным условиям", — отметил в начале диалога Александр Журавский.
Средства массовой информации и соцсети играют сегодня всю большую роль. Они стали барометром, который фиксирует обратную связь и доносит новые решения максимально быстро до граждан.
"В большом океане информации, суждений, аргументов, человеку всегда трудно ориентироваться и подобные медиафорумы, которые формируют повестку, информационные тренды, очень важны и нужны. Где, как ни здесь возникать валидной, верифицированной информации, которая будет вызывать доверие у граждан, — сказал Журавский. — Пандемия — это не только вызовы, сложности и ограничения, это еще и потенциальные возможности для реализации внутренних ресурсов, возможность обратить внимание на то, на что не обращали раньше. Использовать ограничительные меры меры, чтобы нарастить потенциал".
Эта тема нашла продолжение на круглом столе "Жизнь на удаленке — новые горизонты для СМИ". Своим опытом работы в условиях пандемии поделились ведущие федеральные и региональные СМИ.
"Самое главное – это контент, а где он будет располагаться, уже не важно. Сейчас мои коллеги думают над тем, как использовать платформу youtube и адаптировать программу под пользователей youtube", - отметила ведущая программы "Моя планета" на телеканале ОТР Ангелина Грохольская.
"Победные" проекты и акции в пандемию не потеряли в атмосферности, зато приобрели большую интерактивность и объединили всю страну. Некоммерческие организации начали проводить фестивали онлайн, и этот опыт по-настоящему уникален. Телевидение стало активнее осваивать социальные сети, а концерты и шоу ушли в интернет-эфир, издательские холдинги и информационные агентства быстро встали на новые рельсы и увеличили аудиторию. Пандемия и закрытые границы возродили повышенный интерес к своим этническим особенностям и истории регионов России. Даже в условиях пандемии проходили экспедиции, реализовывались медиапроекты, популяризующие национальную культуру и традиции. Приобрели широкое распространение новые платформы, технологии взаимодействия с аудиторией, алгоритмы работы. Об этом поговорили на секциях "75-летие Победы: новый рубеж онлайн" и "Некоммерческий сектор в условиях самоизоляции".
На закрытии Медиафорума участники секций по традиции внесли свои предложения. Как отметил модератор "патриотической площадки" начальник отдела по производству контента автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Центр "Открытый регион", руководитель Ханты-мансийского регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики Евгений Оглоблин, необходимо разработать механизмы межрегиональной кооперации.
"Текущий год стал рубежным для редакций в уходе от разовых акций к системе в теме освещения Победы в Великой Отечественной войны", - отметил он.