Программа окружных этапов конкурса "СМИротворец" всегда очень плотная и познавательная. А на этапе по Южному федеральному округу в этом году она была супернасыщенной! И спустя неделю, когда обладатели наград "СМИротворец-ЮГ" разъехались по домам, а гостеприимные астраханцы выдохнули и вернулись к обычному графику работы, в чате "СМИротворцев" не прекращалась переписка: каждый день там появлялись ссылки на новые публикации участников. Потому что в одну статью или сюжет никак нельзя было уместить все, что мы увидели и о чем поговорили в Астрахани. Обо всем по порядку Надежда Жуковская.
АРБУЗЫ, ЛОТОСЫ, ИКРА. И НЕ ТОЛЬКО!
Первый день пребывания в Астрахани участники конкурса посвятили неформальному знакомству с достопримечательностями города. День второй начался с творческой встречи лауреатов со студентами Астраханского государственного университета и панельной дискуссии о региональных брендах и роли СМИ в их продвижении.
"Роль СМИ заключается в формировании положительного образа региона в общероссийском пространстве. Развивается экономика, происходит привлечение инвестиций, организуются различные культурные, социальные проекты. Помимо "народных" брендов, к созданию и продвижению которых средства массовой информации не имеют прямого отношения, необходимо создавать новые", —
подчеркнул ректор АГУ Константин Маркелов.
"С советских времен сложился стереотип, что Астрахань – это арбузы, рыба, икра, помидоры. При этом у нас есть и чем другим удивить гостей, с одной стороны, а с другой – новое поколение начинает забывать старые бренды. Например, люди удивляются, что у нас растут лотосы. Да у нас их тьма, вся дельта Волги в лотосах! А наша природа, архитектура старинного купеческого города, история… Сам колорит многонациональной территории может стать успешным брендом — и это, разумеется, касается не только Астрахани", –
отметил модератор дискуссии, блогер и телеведущий Роман Колымажнов.
Заместитель руководителя конкурса "СМИротворец" Юлия Бобкова добавила, что продвижение региона через этнику во всех без исключения частях страны набирает обороты:
"Все поняли, что этническая составляющая действительно может быть тем самым региональным брендом. Причем поняли это как поли-, так и моноэтничные регионы".
За будущее астраханских брендов, похоже, не приходится беспокоиться. Только во время встречи со "СМИротворцами" студенты АГУ представили несколько проектов, вполне способных заинтересовать инвесторов.
Например, первокурсники факультета журналистики презентовали проект "Белек". Белек – детеныш каспийской нерпы, самого маленького вида тюленей, недавно занесенного в Красную книгу. Ребята считают, что развить бренд "Белек" можно разными способами – сделать его эмблемой спортивного клуба, наладить выпуск мягких игрушек, одежды и канцтоваров под этой маркой, снять серию мультфильмов. Студенты третьего курса в качестве нового бренда увидели верблюда (в Астраханской области находится самая большая в России верблюжья ферма).
А второкурсники поделились идеей Astet (астраханский этнос). Персонаж Astet, как предполагается, будет рассказывать о народностях региона на площадках TikTok, Instagram и YouTube.
ПОДРОСТКИ БЕЗ ГАДЖЕТОВ
"Так не бывает, это невозможно!", – скажете вы и ошибетесь. Вполне возможно. Во всяком случае, в стенах Казачьего кадетского корпуса имени атамана И. А. Бирюкова, что в селе Началово Астраханской области, дети обходятся без смартфонов. Не воспитанники или учащиеся, не кадеты, ДЕТИ – иначе своих подопечных директор корпуса Алексей Хаюров не называет.
После того, как юные казаки продемонстрировали "СМИротворцам" свои боевые умения, в том числе фланкировку шашками и отработанные до автоматизма действия будущих спецназовцев, Алексей Алексеевич провел экскурсию по корпусу. Рассказал об истории Астраханского казачества, об атамане Бирюкове, последнем губернаторе Астрахани, окончившем свои дни в саратовской тюрьме в 1919 году, показал галерею, сделавшую бы честь краеведческому музею. И обошел вместе с нами классы и рекреации, сияющие безупречной чистотой. Расписание занятий у кадетов такое же, как у их ровесников в обычных школах. Плюс военная и строевая подготовка в рамках дополнительного образования. Дисциплина армейская.
Тут-то и прозвучал вопрос о гаджетах, которые стали уже чем-то вроде дополнительного органа для подростков. Так вот, смартфоны ребятам приходится сдавать воспитателю.
"Телефон выдается дважды в неделю для связи с родителями. И это (лишение гаджетов), наверное, самое трудное для ребят, – говорит Алексей Хаюров. – Первые два месяца они испытывают настоящую ломку. Даже в те десять минут, которые предназначены для общения с близкими, ныряют в социальные сети. А потом ничего, привыкают…"
Компьютерами и интернетом можно пользоваться на уроках или в библиотеке (но под строгим присмотром). Еще казачкИ занимаются верховой ездой, изготовлением 3D моделей, бальными танцами, есть у корпуса и собственный канал в инстаграме. Изучают основы православной культуры. Лозунг кадетского казачьего корпуса: "Жизнь – Родине, душу – Богу, честь – никому!"
К вере православной мальчиков приобщает отец Максим (Ефимцев), настоятель храма Донской Иконы Божией Матери, по соседству с корпусом. Батюшка молод, но мудрости ему не занимать.
"Какой прекрасный храм нам построили! А активных прихожан человек 20 на все село… Стены-то не главное, можно и в дощатой бытовке молиться, как мы раньше делали, отовсюду молитва доходит. К вере человека нельзя насильно привести. Я полагаю, через невзгоды к ней путь идет. А подросток 13-14 лет – какие у него невзгоды? Он думает, что не понимает его никто. Недавно приходил ко мне мальчик из выпускного класса – не верит в Бога, но скрывает, а вдруг будут сложности с рекомендацией в ВУЗ. Да ты что, говорю! Я первый пойду за тебя заступлюсь!"
Легко вам, наверное, находить общий язык с мальчишками, спрашиваем мы у о. Максима. Тот улыбается:
"Не сказал бы. Они рэп слушают, а я в этом ничего не понимаю. Я AC/DC люблю. У них новый диск вышел, слышали?"
И провожает нас в трапезную, где на столе уже дымится уха и вкуснейшие пироги стоят, поварихи кадетского корпуса наготовили. Отведав пирогов, кажется, и самые скептически настроенные по отношению к военизированному/религиозному образованию задумываются, что неплохо было бы задержаться в корпусе подольше…
О ЛИЧНОМ И ОБЩЕСТВЕННОМ
В деловой программе этапа "СМИротворец-ЮГ" нужно особо отметить семинар на площадке телеканала "Астрахань 24", где участники конкурса, главные редакторы и журналисты местных СМИ, а также представители Роскомнадзора обсудили особенности подготовки журналистов, освещающих национальную тематику.
Что такое этническая идентичность, как она формируется, кем, какими методами – важнейший разговор.
"Мы с вами свидетели ренессанса, возрождения интереса к национальным корням, традициям, укладу, – отметил первый заместитель начальника управления по внутренней политике администрации губернатора Астраханской области Сергей Воронов. – Обратная сторона этого ренессанса – этнический и религиозный сепаратизм, примеры которого мы видим, к сожалению, и в нашем регионе. Дурное всегда легче усваивается, чем хорошее. Но люди-то хотят хорошего! И чем больше души и профессионализма вы вложите в освещение этой темы, тем бОльший отклик найдете у своей аудитории".
О кадровом голоде, который замечают все руководители СМИ, говорила Динара Межитова, генеральный директор телеканала "Астрахань 24". Профессия журналиста востребована и престижна, что косвенно подтверждают хотя бы ценники на обучение на внебюджетных местах профильных факультетов. Но вырастить специалиста – отдельная, реально сложная задача.
"Мне лично помог механизм Школы межэтнической журналистики. Методологическая поддержка этого проекта Гильдии межэтнической журналистики, уверена, будет полезна многим коллегам", – отметила Динара.
Самая приятная часть семинара – рассказы о проектах, сюжетах и публикациях, которые принесли изданию победу на конкурсе "СМИротворец". Награда присуждается СМИ, но зарабатывают ее люди. "Один день из жизни аула", телеканал "Туапсе".
"Месяц съемок, много часов монтажа, удивительные люди, потрясающие истории, спасибо шапсугам/адыгам", – говорят Елена Кузьменко и Владислав Клюкин.
Газета "МК в Крыму", статья "Ферма Вилли Мартенса". Автор, Олеся Гончарова, рассказывает:
"Статья о Вилли вышла в печать не сразу. Как только мы ее опубликовали, нам начали звонить и писать друзья фермера, говорить, что сейчас у него трудности, проблемы со сбытом сыра, с содержанием овец. И знаете, именно благодаря нашей публикации удалось кое-что решить и поправить. Ферма будет жить!"
Дарина Сафонова, автор цикла передач "Крымский орнамент" (Первый крымский телеканал) удивляется:
"Никак не ожидала, что попаду в число лауреатов конкурса. Межэтническая тема для меня достаточно новая. Вдохновляюсь вашими рассказами, коллеги!"
ЖОЛДАСТЫК
"Жолдастык" можно перевести с казахского как "дружба" или как "сообщество". Это и есть сообщество, вернее, областное общество казахской культуры. Еще 30 лет назад в уставе "Жолдастыка" главными целями деятельности были названы возрождение казахского языка, культуры, народных традиций, исторических национальных ценностей и укрепление единства между народами на многонациональной Астраханской земле.
С этими задачами "Жолдастык" великолепно справляется. И здесь хотелось бы отойти от официального языка и перейти к рассказу о казахском пиршестве, о домбристах, обряде "шашу", о мастер-классе по приготовлению баурсаков ("ох, кажется, не удались у меня эти "барсуки", подгорели, – застеснялась было Олеся Слынько, автор программы "Кухня народов Дона", телеканал "Дон 24". – Но я обязательно сделаю их дома, и передачу о ростовских казахах тоже сделаю").
Хотелось бы и об отличиях казы узбекской и казахской рассказать (потомки оседлых и кочевых народов до сих пор, при наличии водопровода, одинаковых газовых плит и микроволновок, готовят по-разному). И поесть бешбармака! И выпить чаю с молоком и казахскими сладостями.
А еще больше – поговорить с Габдулой Кушалиевым, старейшиной "Жолдастыка", любителем и знатоком истории, заслуженным врачом РФ. Облачившись в медицинские перчатки, Габдула Ибраивич с хирургической точностью разделывал вареную баранью голову, приговаривая:
"Сначала уши, их отдают детям, чтобы были послушными. Потом нёбо – это девочкам, чтобы были говорливыми. Вам, журналистам, тоже нужно быть говорливыми, находить общий язык со всеми, поэтому сегодня нёбо отдаю вам".
ВЫ ЛУЧШИЕ, КОЛЛЕГИ!
Сколько раз были сказаны эти слова, не сосчитать. В адрес организаторов окружного этапа "СМИротворец-ЮГ", телеканала "Астрахань-24" (мощная команда, колоссальная работа, отличный менеджмент, крутейшие ребята). Поддержавшим окружной этап Администрации губернатора Астраханской области и областному Министерству культуры и туризма отдельная благодарность.
Одним из сюрпризов для "СМИротворцев" стала поездка в учебный центр компании "Лукойл" (спонсор окружного этапа конкурса).
За кадром в нашем репортаже остался органный концерт в Храме Успения Пресвятой Богородицы Римско-католической церкви, прогулки по Астрахани, имена артистов и творческих коллективов, сделавших церемонию награждения победителей окружного этапа конкурса "СМИротворец-2020" по Южному федеральному округу незабываемо яркой.
За последние месяцы мы так соскучились по живому общению! Конечно же, мероприятия "СМИротворец-ЮГ" проходили с соблюдением всех санитарно-гигиенических антиковидных требований: непременные маски и перчаки, измерение температуры при входе в учреждения, санитайзеры, социальная дистанция. Но даже самые осторожные сняли маски, когда на церемонии награждения грянула казачья "Ойся ты ойся, ты меня не бойся!" и закружился хоровод. В масках, знаете ли, петь неудобно!
Фото: телеканал "Астрахань 24", Надежда Жуковская
Конкурс "СМИротворец-2020" на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений проводится Федеральным агентством по делам национальностей совместно с Гильдией межэтнической журналистики при поддержке Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ и Общественной палаты России в рамках госпрограммы "Реализация государственной национальной политики".
Наши партнеры: ТАСС, Союз журналистов России, "Российская газета", телеканал "Моя Планета", сетевое издание "Репортер", Национальная ассоциация телерадиовещателей, Московский дом национальностей, Международный фонд Шодиева.
Тэги