Во время 10-й "прямой линии" в федеральном эфире премьер-министр Владимир Путин, отвечая на вопрос о возрождении Министерства по делам национальностей, обещал "подумать над этой проблемой".
Автор этого материала десять лет назад в колонке редактора журнала "Этнопанорама" в статье "Миннац упразднен, но этническая политика остается" уже поднимал этот вопрос. Как известно, функции Миннаца после его ликвидации в 2001 году были поделены между рядом федеральных министерств и ведомств. Координацию работы по национальной проблематике тогда возложили на "министра без портфеля" в правительстве, но затем и эту должность посчитали излишней.
Статья, написанная мной 10 лет назад, заканчивались словами: "Эффективен ли будет избранный механизм координации национальной политики, покажет время". Так вот, именно время наглядно продемонстрировало, что глубоко правы были экс-министры этого ведомства – академик РАН Валерий Тишков, профессора Вячеслав Михайлов и Рамазан Абдулатипов, с аргументами в руках возражавшие против ликвидации Миннаца. Новый механизм, предлагающий упрощенный подход, исходя из которого вопросами межнациональных отношений якобы можно заниматься "в свободное от основной работы время", оказался крайне неэффективным.
События, произошедшие за эти годы в национальных республиках и диаспорах, свидетельствуют о росте недовольства существующей национальной политикой. Мы становимся свидетелями все более острых проявлений межэтнической нетерпимости, ксенофобии, даже откровенного расизма. Очевидно, что требует совершенствования и правовая база государственной национальной политики.
В 2011 году исполнилось 15 лет со дня принятия Концепции государственной политики Российской Федерации. Сегодня необходим пересмотр некоторых ее положений, внесение дополнений в ряд разделов с учетом этносоциальных процессов, произошедших в обществе. Возьмем, к примеру, этническую миграцию, по которой Россия в последние годы занимает втрое место в мире (после США). И хотя мы наблюдаем явный рост мигрантофобиии, до сих пор не выстроен алгоритм, способствующий нормальной социализации и интеграции мигрантов.
Как известно, в свое время при министре Владимире Зорине, курировавшем в правительстве эти проблемы, была создана рабочая группа по внесению корректив в Концепцию государственной национальной политики. Специалисты из регионов тогда внесли десятки предложений по ее координации применительно к современной ситуации. Были предложены механизмы по урегулированию межэтнических конфликтов, ряд комплексных мер, направленных на нивелирование внешних проявлений национальной нетерпимости и различных фобий в социуме, повышение уровня толерантности. Предлагалось перейти от патерналистского подхода, сложившегося в 90-х годах, к отношениям социально-культурного партнерства. Однако по ряду причин, эта работа была приостановлена.
К сожалению, после ликвидации Министерства по делам национальностей координация работы по реализации Концепции государственной национальной политики в стране оставляет желать лучшего. Департамент по межнациональным отношениям в Минрегионе РФ в силу своего малочисленного состава просто физически не успевает выполнять объем работы, накопившийся в этой сфере.
Воссоздание Министерства по делам национальностей поможет систематизировать и, наконец, активизировать деятельность по совершенствованию концепции. Кроме того, министерство может выступить инициатором законопроекта "Об основах национальной политики в России", реанимировать программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма". Не будет лишним вернуться и к ранее разработанной, но так и не нашедшей практического применения "Программе этнокультурного развития народов России".
Как специалист, занимающийся на практике уже более двух десятков лет проблемами этнической политики и межэтнических отношений, я убежден, что от восстановления Министерства по делам национальностей выиграют и институты гражданского общества, и органы власти. Но даже не в этом суть. Министерство нужно не для удобства чиновников, каких-то структур и формирований. Его возрождение было бы, на мой взгляд, необходимым и адекватным ответом реальным вызовам времени. Ведь для России национальная политика - не просто разновидность политического процесса вообще. Это вопрос нашей способности к развитию, а подчас и национальной безопасности.
Веналий Амелин,
директор Института истории и этнографии Южного Урала ОГУ,
г. Оренбург