Дагестан и его борьба эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 4
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Дагестан и его борьба

Ночь с субботы на воскресенье в минувшие выходные в Дагестане выдалась громкой. Триумф Хабиба Нурмагомедова в поединке с американцем Джастином Гейджи на турнире Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в Абу-Даби приобрел размах национального праздника: очередной взлет своего земляка отмечали по всему Дагестану – в городах и горных селениях. Этот турнир смотрели дома, в кафе, в кинотеатрах и на огромной "Анжи-Арене" в Махачкале. После эпохального раунда поклонников Хабиба ждало пронзительное признание спортсмена о том, что бой был его последним…

Дагестан — единственный российский регион, где вольной борьбой занимается чуть ли не половина молодых парней, а официальное количество спортсменов-борцов перевалило за 30 тысяч! Среди профессиональных спортсменов 14 человек — олимпийские чемпионы. Почему юноши выбирают этот вид спорта, что он значит для жителей республики и какие спортсмены стали национальными героями, ответы на эти вопросы собрал "НацАкцент".

"Спасибо, отец!"

32-летний Хабиб Нурмагомедов сегодня лучший в мире боец смешанных единоборств. Позади — 29 поединков без единого проигрыша. 

Хабиба с малых лет тренировал его отец, заслуженный тренер России, старший тренер сборной команды Дагестана по боевому самбо Абдулманап Нурмагомедов. За свою тренерскую карьеру он взрастил 11 чемпионов мира. Отец героя был полон идей развития физической культуры и спорта в Дагестане. Абдулманап Магомедович успел открыть современную школу единоборств в Махачкале, которая носит его имя. Он инициировал создание спортивных центров в селе Сильди Цумадинского района и в поселке Дубки Казбековского района. 

Как вспоминает Хабиб, отец его мало хвалил. Стараясь заслужить доброе слово отца, сын достиг невиданных вершин. 

Летом этого года его отец стал жертвой коронавируса. Абдулманапа Магомедовича похоронили в селе Кироваул Кизилюртовского района. Местные депутаты даже предложили переименовать село в честь выдающегося тренера. Хабиб в прощальной речи заверил, что свою последнюю победу посвящает отцу и теперь намерен больше внимания уделять семье — жене, детям и маме. Но со спортом он не расстается — есть планы стать тренером и увековечить память отца. В ближайшее время он примет участие в организации турнира памяти Абдулманапа Нурмагомедова по боевому самбо, который пройдет в Каспийске. 

После своей 29-й победы Хабиб разместил в соцсетях сообщение: "Спасибо, отец, за все, чему ты меня научил в этой жизни".

Made in Dagestan

В спортивных достижениях по вольной борьбе представители Дагестана среди других кавказских республик абсолютные лидеры: этот вид спорта по праву считается национальным. Дагестан занимает первое место не только среди субъектов России, но и государств по количеству завоеванных олимпийских золотых медалей в вольной борьбе. В мировом масштабе рейтинг получается весьма забавным: лидирует Республика Дагестан, на втором месте — Северная Осетия, "бронза" у американского штата Оклахома.

В спортивную историю Дагестана славные страницы вписали многие борцы, имена которых являются гордостью не только отдельного народа, но и всей страны — Али-Клыч Хасаев, Сали-Сулейман, сразившийся вничью с самим Иваном Поддубным, Осман Абдурахманов и другие уроженцы республики.

Ал-Клыч Хасаев (1880 – 1920 гг.) — единственный человек, который обыграл до этого непобеждаемого Ивана Поддубного. После поражения этот великий спортсмен честно признал фиаско и вручил Ал-Клычу свой золотой пояс чемпиона мира.

Осман Абдурахманов (1912 – 1967 гг.) остался в памяти потомков как человек-гора: имел рост 207 см и весил 150 кг. Он был борцом, артистом цирка и актером. В июле 2007 г. в селе Кикуни, где он родился, открыли спорткомплекс, носящий имя прославленного борца. Тогда же состоялся международный турнир его памяти по вольной борьбе среди тяжеловесов.

Двукратный чемпион мира по профессиональной вольной борьбе, обладатель титулов "Кумир Востока", "Лев Дагестана", "Чемпион чемпионов", "Кумир века" и других Мамма Кочап Махтулаев (Сали Сулейман) (1879 – 1966 гг.)  — еще один яркий представитель Дагестана.

Ему восторженно рукоплескали на спортивных аренах многих городов мира. Ко всем достижениям можно добавить его долгую жизнь: с ринга он ушел в 70-летнем возрасте, перейдя на тренерскую работу, где воспитал целую плеяду чемпионов СССР.

Современные спортсмены продолжают победные традиции своих предшественников, благодаря которым Дагестан вышел на передовые позиции в вольной борьбе и стал одним из признанных в мире центров этого вида единоборств. Борьба в Дагестане — это не просто спорт, а состояние души.

Секреты успешных схваток передают по наследству 

Почему же здесь так популярна именно борьба, а уроженцы республики не  имеют себе равных? У народов Кавказа этот вид спорта является той ниточкой, которая их связывает с историей своего народа. Суровая жизнь в условиях гор способствовала формированию высокой физической силы, упорному нраву, решительности и воле. Ведь главная цель жизни – выживание. И тут уже не важно, кто перед тобой возник преградой  — медведь или не званый гость. Для защиты селений жители собирали дружины самообороны, в которых в системе физической подготовки важное место отводилось борьбе.

Ей испокон веков здесь обучают с раннего детства. Навыки — секретные приемы и уловки — передаются по наследству от деда к внуку, от отца к сыну. И это всегда было тайной, которую нельзя было ни купить, ни выменять, ведь знания могли передаваться только кровным родственникам.

Без единоборства в Дагестане не обходился ни один народный праздник, будь то встреча весны Яран-сувар, праздник цветов Цуькверин-сувар или праздник черешни ТНинирин-сувар. А победители пользовались большим уважением в народе.

Нередко и в свободное от работы время мужчины собирались в центре селения. Поединки борцов проходили под аккомпанемент народных музыкальных инструментов — зурны и барабана. Считалось, что музыка способствует изгнанию злого духа и привлечению добрых сил, которые помогают борцам. Перед схваткой для разогрева и психологической настройки на поединок борцы нередко исполняли лезгинку. Такое начало было "разведкой сил и способностей соперника". Потому неудивительно, что сегодня жители республики отмечают успехи своих спортсменов, исполняя лезгинку на улицах и проезжей части, в кафе и на стадионе.

Говорят и еще об одной причине любви жителей Дагестана к борьбе — религиозной. В отличие от бокса здесь нельзя бить по лицу, а это, как известно, не одобряется и религией, так как считается, что лик человеку дает Создатель и люди не вправе портить его.

Кстати, Хабиб Нурмагомедов — аварец, а у этого народа испокон века популярна борьба эрк вухъу, где разрешается делать захваты исключительно за одежду выше пояса. 

Папаха чабана

В одном интервью Хабиб Нурмагомедов сказал:

"Там, где я вырос, мы носим папахи... Для этого нужна честь, ты должен быть мужчиной. Только настоящие мужчины носят папахи — женщины папахи у нас не носят". 

На все свои поединки он выходил в простой чабанской овечьей папахе. Так весь мир узнал, что папаха – это атрибут национальной гордости и культурного наследия аварцев и других народов Дагестана. Папаха на время стала модным аксессуаром, которым обзавелись Майк Тайсон и Криштиану Роналду. 

Тэги
Поделитесь статьей