2011-й сулил немало надежд на перемены в государственной национальной политике нашей страны. Хорошо ли, что не все из них сбылись?
Вот уже 15 отстучало,
Впереди - непознанная жизнь,
А ведь это, в сущности, начало,
Так что, моя девочка, держись!
Столь незатейливыми стишками из Интернета вполне можно было бы отметить юбилей, который отпраздновала в этом году Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. И если человек к 15 годам только начинает расцветать, то иному законодательному акту в таком возрасте уже вовсю требуется серьезная реставрация, читай – новая редакция. Но видно, в высших эшелонах власти с нереальными в нынешних условиях постулатами Концепции (вроде территориальной реабилитации народов) настолько сроднились, что решили по-тихому дождаться, когда разрыв между действительностью и закрепленными в Концепции положениями станет настолько запредельным, что здравомыслящие люди просто перестанут на нее ссылался. И тогда заживет она, родимая, спокойной жизнью законодательного артефакта.
Всерьез гадать, почему же столь важный для многонациональной страны документ до сих пор не модернизирован в соответствии с действительностью, уже нет никаких сил. Гораздо эффективнее искать бестолковые поздравления в Сети к очередному 16-летнему юбилею или заняться открытием музея Концепции госнацполитики РФ. Это по крайней мере будет не так грустно.
Госсовет в Башкирии
Февральский Госсовет в Уфе под председательством президента России стал, по сути, первым за многие годы серьезным разговором об этнических проблемах страны. Впервые были озвучены приоритеты в области межнациональных отношений. Например, такие как укрепление единства российской нации при сохранении этнокультурного развития народов России. Главам регионов напомнили об их ответственности за межэтнические отношения на местах. В довольно жесткой форме прозвучали тогда слова о нецелесообразности возрождения отдельного министерства – "нечего плодить чиновников".
Перечень поручений, которые дали в итоге разные ведомства страны, оказался велик и конкретен. В одном из них речь шла о совместном увеличении финансирования межэтнической тематики в СМИ силами Минкомсвязи и Минкультуры. Однако найти следы выполнения этого задания президента к концу года так и не удалось. Минрегион России, похоже, остался одиноким игроком на этом поле со своим более чем скромным 80-миллионным бюджетом на ВСЕ проекты госнацполитики в стране.
А вот решение создать орган межведомственной координации на уровне правительства Российской Федерации уже летом воплотилось в межведомственную рабочую группу. Все заинтересованные лица от этнических сообществ стали экспертами в консультативном совете при этой самой группе. Правда, собрали экспертов-консультантов в этом году всего один раз, но зато под руководством Дмития Козака, который в правительстве теперь и отвечает за эту проблему в целом. На голову вице-премьера тогда много чего выплеснули, он стойко все выслушал, пообещал на следующую встречу вызвать на ковер руководителей ведущих федеральных телеканалов, чтобы более предметно разобраться с претензиями лидеров национально-культурных объединений в адрес этих СМИ.
Впрочем, даже если бы и состоялась эта встреча, как было заявлено через три месяца, т.е. в ноябре, думаю, жарко обсуждали бы там не только позицию телеканалов.
Национальная карта
Столь откровенной спекуляции на национальном вопросе, пожалуй, в новейшей думской предвыборной истории еще не было. И это при полном отсутствии конкретных идей и предложений!
"Единая Россия" ограничилась в своей программе более чем общим тезисом: "Наша сила – в духовном богатстве и единстве многонационального российского народа". Любопытно, что "Единая Россия" – единственная из парламентских партий, которая старательно избегала слова "русский". Даже когда речь заходила о литературе, в программе говорилось о "великих российских писателях", вопреки привычному со школьной скамьи словосочетанию "великие русские писатели".
Остальные три парламентские партии не так стеснялись упоминать этническую принадлежность почти 80% граждан России.
Удивила незатейливость программы коммунистов. Национальную политику они обсуждали исключительно в историческом контексте, суть которого сводилась к тому, что в СССР было все хорошо, а сейчас стало плохо. Однако КПРФ уверенно декларировала необходимость решения "русского вопроса". Жаль только, что нигде не было конкретизировано, что именно понимается под русским вопросом и как его предлагается решить.
ЛДПР позиционировала русскую тему как "главный вопрос текущего момента". Жириновцы призывали признать русскую нацию "государствообразующей", что, по их логике, якобы должно немедленно привести к межнациональному миру и согласию. Впрочем, в программных документах ЛДПР помимо благих пожеланий удалось обнаружить и перечень действий. Например, конституционно закрепить ведущую и направляющую роль русских на всей территории России или отменить 282-ю статью УК РФ ("Возбуждение ненависти/вражды". – Прим. ред.). Особую роль в межнациональном общении, по мнению ЛДПР, занимает русский язык, которому они хотят придать статус "языка общенационального общения".
В отношении русского языка "Справедливая Россия" выступает ещё более определённо, нежели ЛДПР. Одно из их немногих предложений в области национальной политики – ввести обязательный экзамен по русскому языку и культуре для мигрантов. Эта партия вообще много говорила о миграции, выступая против создания "чуждых нашей культуре этнических анклавов". Ратуя на словах за некие продуманные шаги, справедливороссы подозрительно путаются в терминах: то у них "государственная национальная политика", а следом уже "национальная государственная политика".
Отсутствие понимания того, в чём она собственно должна состоять, вкупе с терминологической кашей говорит, увы, о слабом профессионализме партийных экспертов в этом вопросе.
Судьба комитета
Знакомство с программными заявлениями парламентских партий приводит к неутешительному выводу: заниматься национальной политикой на законодательном уровне у нас в стране никто особенно не готов. Да и само существование в Госдуме нового созыва комитета по делам национальностей до недавнего времени висело на волоске. На момент сдачи номера в печать известно, что комитет таки остаётся, а руководить им будет представитель "Единой России", депутат от КПРФ займёт позицию первого зампредседателя.
Хочется верить, что формирование этого комитета будет происходить исходя из профессиональных качеств или хотя бы некоторого знакомства депутатов с непростой этнической тематикой, а вовсе не по принципу этнической принадлежности к нацменьшинствам. У нас ведь почему-то негласно считается, что национальными вопросами должны заниматься не специалисты, а просто люди с нерусским этническим происхождением.
Человек так устроен, что всегда надеется на лучшее. Поэтому в наступающем году хочется пожелать власти – доводить до конца начатые дела, быть компетентной; лидерам этнокультурных объединений – научиться слышать друг друга и действовать в общероссийских интересах; журналистам – писать о проблемах народов России ещё более честно и конструктивно. Вместе у нас обязательно получится воплотить надежды в реальность!
Маргарита Лянге,
председатель Гильдии межэтнической журналистики