Жители Башкортостана отстояли шихан Куштау: власти согласились на присвоение ему статуса природного памятника регионального значения. Миф гласит: четыре единственных в мире шихана служат ножками трона башкирского народа. Одну ножку уже спилили, но на трех оставшихся еще можно устоять. Но если еще одну сотрут, то "башкиры вообще падут как народ, они потеряются".
В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО Россия занимает четвертое место в мире по числу природных чудес. И многие из них – имеют сакральное значение для народов нашей страны.
Неразрывность эпох
В наследство от ушедших веков нам остались весьма загадочные артефакты, разгадать которые современной науке не всегда удается. Ответы на многие вопросы может дать понимание того, как раньше люди относились к окружающему их миру, вмещающему в себя как совершенно конкретные явления, так и мистические. Свои успехи и поражения наши предки объясняли милосердием или гневом сил высшего порядка. Поэтому они считали, что нет ничего неодушевленного. И все окружающее пространство имеет если не глаза, то чувства. Уже доказано, что даже растения реагируют на приближение опасности. А что ж тогда говорить о целой горе, которой триста миллионов лет?!
Множество народных обрядов и ритуалов связано с местами, созданными природой. Это ничто иное, как благодарность мирозданию за день и ночь, солнце и звезды на небе… У некоторых народов такие мероприятия проводились с невиданным размахом. Например, гора Ёрд, что в 2 км от Байкала, в древности была общекурыканским межплеменным культовым центром, где до 20 века проводились ежегодные грандиозные тайлганы (коллективные молебны) в честь покровителей-божеств Неба-Земли-Воды.
Гора выступала в образе большого "мирового дерева". Бурятский этнограф Матвей Николаевич Хангалов (1858 – 1918 гг.) в 1908 году записал в своем дневнике:
"Прежние буряты во время облавных охот устраивали большой праздник хатарха. Вокруг горы устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, в котором одновременно участвовало более 700 человек. Обязательное условие для праздника – замкнуть круг танцующих, взявшись за руки. В случае же, если собиралось меньше народа, и круг вокруг горы не замыкался, то игры отменялись - считалось, что нет гарантии, что год будет хорошим. По рассказам жителей, в отдельные годы количество танцующих было так велико, что образовывали 3-4 круга вокруг сопки, а во время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви".
И это не удивительно: грандиозные обрядовые круговые танцы вокруг горы Ёрд продолжались шесть дней и ночей...
Благодаря этому сакральному месту буряты и их этнические предки - курыканы - осуществляли контакт с небесными божествами. И в ответ на проведенные ритуалы к ним нисходила небесная благодать.
Летом 2000 года - почти сто лет спустя – Ёрдынские игры в Иркутской области возобновились. Уже в первых "новых" играх приняли участие представители всех бурятских родов и племен. Поэтому такие игры было решено проводить каждые 5 лет.
Загадочные изваяния
Северной Шамбалой называют один из уголков Якутии, где находятся горы Киhилээх (Кисилях). В переводе с якутского корень "киhи" означает "человек", то есть если условно перевести название горы, то оно будет означать "заселенное людьми". Это место по праву входит в пантеон таинственных и мистических мест нашей планеты.
Территория на протяжении 25 км усеяна причудливыми столбообразными скалами до 30 метров в высоту. Каменные формы образуют загадочные композиции, напоминающие своими очертаниями фигуры людей и зверей. Например, есть скала Влюбленных, которая похожа на юношу и девушку, стоящих в обнимку. На одной из вершин высится каменное изваяние сидящего орла. Есть скала в виде танцующих людей в национальной одежде саха. Всего не перечислить! Отсюда и вполне уместно сравнение этого места со Стоунхенджем и островом Пасхи.
Согласно легендам, таинственные фигуры – это заколдованные люди мифических времен, охраняющие покой и благополучие земли. Когда боги спустятся с небес, они оживут и станцуют священный древний танец, и тогда на Земле все изменится.
Существует поверье, что в древности якуты и эвены, жившие в окрестностях гор, когда приходила беда, всегда обращались к высшим силам (верхние Айыы) именно через горы Киhилээх. Подниматься в это священное место дозволялось только шаманам и их "кутуруксутам" - сопровождающим. По существующим у адычинцев легендам, на горе живут верхние Айыы, и отсюда второй более глубокий и магический смысл киhилэхов - это духи гор, или гора Богов.
Этот подлинный природный шедевр, который находится в Верхоянском районе, в последнее время становится местом паломничества. Люди заново открывают для себя древнюю святыню. Бытует поверье, что человек, побывавший здесь с добрыми намерениями, зарядится чистой энергетикой…
Прочное место в череде мистических территорий со званием "одного из семи чудес России" занимает и одно плато Маньпупунёр в республике Коми. На высоте 700 метров над уровнем моря расположились семь отдельно стоящих каменных столбов. Самый низкий – в 22 м, рослый – 50 м. При определенном ракурсе все они обретают образы монументальных истуканов. Они стоят, повернув свои "лица" в одну сторону.
Сакральное значение столбы обрели благодаря верованиям народа манси. Они же дали им название - "малая гора идолов". По легенде, это место является местом обитания духов, и лишь шаманы имели право там находиться для проведения ритуальных обрядов. Для простых смертных подниматься на гору считалось большим грехом.
Еще одна версия гласит, что в этих истуканов превратились семь разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда…
Геологи говорят, что о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до нынешнего времени работает самый искусный мастер - природа. Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Так что эти величественные столбы предстают хранителями гор, которые тут были 200 миллионов лет назад!
Побывать там можно: местные туристические фирмы предоставляют для этого вертолетный десант, другой вариант – пеший поход.
Небесный тупик
Не менее загадочное, но более удаленное от цивилизации место находится на крайнем юге горного Алтая. За горными хребтами, покрытыми ледниками, укрылось плоскогорье Укок. Оно не так известно, как Мачу Пикчу в Перу, но по своим параметрам ничем не уступает этой достопримечательности планетарного масштаба. Из-за трудной доступности и сурового климата тут практически нет туристов.
Аборигены тех мест, включая жителей единственного поселения Джазатор, находящегося там, считают, что здесь обитают горные духи, и территорию они именуют не иначе как священной. Издревле плато Укок именуют "небесным". Имеется в виду, что плоскогорье является краем земли, концом мира людей и переходом в мир духов. Словом, за Укоком ничего нет. Это конец всего.
Даже научные умы согласны с тем, что эта территория - один из сакральных центров многих цивилизаций. Речь идет о скифах, гуннах и иных центральноазиатских народах.
Плато начали изучать со второй половины XIX века. Это стало коридором в тупик непонимания увиденного: на этой территории были найдены огромные изображения - загадочные геоглифы, расположенные строго в направлении сторон света (геоглиф - это нанесенный на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров). Возраст этих загадок остается спорным вопросом до сих пор. Удивительно и то, что тысячелетние геологические процессы почему-то не смогли уничтожить эти изображения. И еще одно покрывало тайны заключается в том, что у них разнозаряженные электромагнитные поля!
Специалисты по праву считают их восьмым чудом света. По предположениям, древние шаманы там проводили свои ритуальные обряды.
1993-й год принес эврику – на Укоке археологи раскопали в прямом смысле слова курган, который представлял собой полуразрушенный памятник. Обнаружили захоронение женщины. Из-за того, что место упокоения заполнено льдом, мумия хорошо сохранилась. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая в 5-3 веках до нашей эры. Знаки на теле и детали захоронения свидетельствовали о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов.
При подробном изучении стало ясно, что на территории Алтая не менее 4 тысячи лет до н.э. проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских.
В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют "пазырыкцами". Это название происходит от названия урочища Пазырык, где в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации.
В материале использованы фотографии Полины Романовой, Сергея Игнатенко и Юлии Бобковой.
Тэги