Оседлые цыгане-котляры, которые более сорока лет назад обосновались в Ленинградской области, теряют доверие местного населения. Их самобытность, часто выраженная в шумных свадьбах и ранних браках, становится поводом для жалоб жителей.
- Не путайте нас с цыганами люли! – говорит барон из деревни Верхние Осельки, Гога Дынович. – Эти попрошайки портят нам имидж. С обрусевшими цыганами мы также не общаемся. Но песни нашего известного барда, виртуоза игры на гитаре – Александра Марцинкевича слушаем! Табор в Верхних Осельках создан после указа 1956 года, запретившего цыганам вести кочевой образ жизни на территории СССР. Тогда местные власти помогли построить дома и официально зарегистрировали всех жителей поселка. Но все-таки большинство цыган переехали в Лесколово из Молдавской ССР в начале 70-х, когда Днестр вышел из берегов и затопил поселок в Бессарабии.
Конечно, мы осевшие цыгане, хотя тяга к кочевью у нас в крови. Что может быть дороже свободы - светофора, у которого горят три огня сразу? Ничего! Сегодня мужчины в нашем таборе в основном подрабатывают на стройке, а женщины – гадают. Конечно, что греха таить, детишки иногда могут яблок своровать. Но ведь мало кто в детстве не грешил, -
продолжает Дынович.
По словам барона, его слово – закон. Если кто-то оступился или ослушался – будет строго наказан.
Гога Дынович уверяет, что цыгане-котляры чтят Конституцию России, которая никогда не расходится с цыганскими законами…
Вот только некоторые жители готовы поспорить с бароном. Недовольные граждане пишут гневные письма в местную администрацию, сигнализируя о ранних браках и шумных свадьбах, которые нарушают покой. Время от времени в табор наведываются представители администрации и правоохранительных органов.
Не хочу учиться, а хочу жениться!
- Традиция раннего замужества в деревне Верхние Осельки приводит к отказу от получения детьми образования, - отмечает в брошюре "Цыгане Ленинградской области", изданной при содействии комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям, этнограф Андрей Якимов. – Сохранение традиционного образа жизни в рамках изолированной общины ведет к консервации сообщества и препятствует решению комплекса социально-экономических и правовых проблем. В советское время были удачные примеры интеграции. К примеру, работа ремесленного кооператива по заказам колхоза "Красный сеятель" в Верхних Осельках.
Но времена изменились. Сейчас проблемы с трудоустройством отмечают 2/3 российских цыган.
В советское время всеволожские котляры учились в обязательном порядке, но ходили в школу нерегулярно и заканчивали обычно не более трех классов. За их успеваемостью тоже особенно не следили.
В итоге большинство взрослых жителей табора в Верхних Осельках расписываются в документах крестиком и не умеют читать. Из опрошенных в Ленинградской области цыган-котляров 84 процента не имеют среднего общего образования.
Мнения разошлись
На днях в группе в социальной сети "ВКонтакте" провели опрос, участниками которого стали 493 подписчика. Вопрос звучал так: "Помогут ли, к примеру, ознакомительные ролики местных властей о жизни разных народов, в том числе и цыган стать более терпимыми к соседям?"
"Да", ответили 9,33% респондентов, "нет" - 66,13%, "поживем-увидим" - 24,54%.
Комментарии под постом были самые разные. Вот - наиболее показательные (стилистика и орфография авторов сохранена - прим.ред.).
"Цыгане никогда не работали и работать не будут. Это их смысл жизни. У них своя иерархия. Да и пусть варятся в своём котле. Сейчас они у нас не воруют. Пусть живут", - написал Сергей Билык.
"Я жил в Осельках, в военном городке. Больше "свои" воровали, чем цыгане. Съехал полтора года назад", - высказался в комментариях Алексей Казаджи.
"Жила по соседству с семьей цыган, очень хорошие добрососедские отношения, дети тоже хорошие, только их замуж отдают в 12-13 лет, да и мальчики женятся очень рано, в 14-15 лет, редкость межнациональные браки, в доме очень чисто, ...ничего плохого не могу сказать", - поделилась мнением Людмила Рыбина.
"Обособление разделяет. Обычаи и традиции сохранять - это отлично. Но раз мы живём рядом, то и общее надо иметь, чтобы лучше понимать друг друга", - отметила Екатерина Мартьянова.
"С детства насмотрелась на воровство и враньё цыган, каждое лето приезжали они к нам, селились на опушке леса и вся округа стонала от их проделок. То коней украдут, то деньги у бабки какой-либо, то ведро яиц из сеней, то масло топленое .... Заборы шли на растопку костров и теперь будут мне говорить, что я должна их понять и принять?", - написала Лидия Калинова.
"Я до сих пор пытаюсь очень вежливо достучаться до сознания соседей из табора, но им это не интересно. У них своя разгульная жизнь. Какая грязь и антисанитария в таборе и во всем поселке вокруг… нужно снимать репортажи о ночных гулянках, которые устраивают цыгане. Людей довели до отчаяния", - пишет Надежда Зайцева.
"Пусть соблюдают законы нашей страны, гражданами которой являются", - отмечает Оксана Пазюк.
Между Сциллой и Харибдой
- Ромалы бывают разные, - подчеркивает майор полиции, инспектор по делам несовершеннолетних УМВД по Всеволожскому району Светлана Пиль. – Дети учатся до шестого класса. Потом, согласно национальным традициям, они должны создавать семьи и зарабатывать деньги, поэтому уходят из школы и собирают металл. Так что учеба их мало привлекает. Многие не умеют писать и читать. Люди настороженно относятся к цыганам. Но ведь они такие же граждане России. Проживает у нас примерно тысяча цыган-котляров. Это составляет примерно 10 процентов от общего лесколовского населения.
Все эксперты единодушны: в вопросах межнационального характера требуется исключительная осторожность. Образно говоря, корабль местных властей должен суметь проплыть между Сциллой и Харибдой. Это ювелирная работа. Но если межэтнические проблемы замалчивать, они выйдут на улицы, и тогда о них расскажут через сводки МВД.
Бессмысленно отрицать: за последние годы в обществе появились различные фобии. Кого-то смущают глаза другого разреза, других – платки на головах женщин, третьих – обычаи цыган. Но ведь можно увести потенциальный конфликт в информационное пространство и обсудить на этапе, когда он только созревает. Ведь договариваться в любом случае необходимо!
- Как научить быть дружелюбными тех, кто уже заражен вирусом недружелюбия? - спрашиваю олимпийскую чемпионку, депутата Государственной Думы Светлану Журову.
- С помощью спорта! – предлагает она. – Ребята разных национальностей, которые занимаются в одной секции, не станут педалировать тему этнической принадлежности.
Тэги