На территории нашей страны есть свидетельство прошлого эпохи неолита, которое вдвое старше египетских пирамид: в конце XIX века в Прибайкалье было обнаружено 115 захоронений, названных "Глазковским некрополем" и датированных VI - II тысячелетиями до н. э.
А в конце века ХХ ученые вскрыли захоронение, подобного которому еще не было зафиксировано нигде в мире: в могиле обнаружили скелет волка, "обнимающий" череп человека.
Город на костях
Первую ниточку из этого клубка таинственного прошлого потянули в 1887 г. при рытье котлована под фундамент каменного здания приюта для детей в Иркутске. На глубине двух метров землекопы обнаружили конечности и поврежденные черепа. Для археологов это стало первым поводом для бессонницы.
Жизнь в Иркутске забурлила, когда город стал одним из пунктов самой длинной на нашей планете Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1897 году в процессе строительных работ на одном из участков были обнаружены массовые древние захоронения. Это стало магнитом для притяжения краеведов и историков в последующие годы.
История "розысков" Глазковского некрополя сама по себе тянет на детектив. Причина – в противостоянии археологов и чиновников. У реальности главным приоритетом всегда стоит завтрашний день, а не вчерашний. Город разрастался и "попутчиками" строительных объектов становились очередные свидетельства седой старины.
Приведем один из последних фактов: с октября 1983 по 1997 гг. силами преподавателей и студентов исторического факультета Иркутского государственного университета на территории парка им. Парижской коммуны было вскрыто 33 могилы с человеческими захоронениями. В том числе, то самое, уникальное.
Сенсация
В 1996 году при строительстве очередной новостройки в Иркутске никто не подозревал, что будет обнаружена "молния", которая сверкнет во всех научных журналах мира: нашли могилу со скелетом волка, державшего в лапах человеческий череп. Это явление зафиксировали так:
"Погребенный волк покоился на левом боку с оттянутой в сторону головой и поджатыми к животу конечностями. Анатомическая целостность не нарушена. В специально устроенном углублении между ребрами и лапами волка располагался череп мужчины зрелого возраста. В целом создается впечатление, что волк своими конечностями должен был прикрывать (оберегать) человеческий череп…"
Такое "соседство" еще нигде и никогда не встречалось. Ученые со всего мира жадно заинтересовались этим фактом и стали его исследовать всеми способами, доступными современной науке. Химические и биологические анализы показали, что давность захоронения составляет приблизительно 7,5 тысяч лет. Анализ ДНК костей животного показал, что они принадлежат той породе волков, которая уже вымерла.
А вот исследование черепа человека преподнесло еще одно ошеломительное открытие – выяснилось, что волк был погребен на 200 или 500 лет (по разным данным) позднее человека!
Стали думать и гадать – что это могло быть: ритуал, жертвоприношение или обряд, неведомый доселе?
Возможные варианты
Рассматривали несколько предположений. Одно из них – животное было намеренно уложено в людскую могилу. При этом скелет человека удалили, а череп оставили в лапах волка.
Поиски объяснений привели к нескольким версиям.
Свою роль мог сыграть древний культ собак-проводников в страну мертвых. Элементы этого культа сохранились у многих сибирских народов. Например, у эвенков существует ритуальное поедание этих животных, а у юкагиров труп собаки является неотъемлемой частью ритуала погребения шаманов. Нашлись сведения, что народы Крайнего Севера проводили обряды с телами убитых волков. В частности, - их хоронили в отдельных могилах.
Погребения с собаками в Прибайкалье встречаются несколько раз, и все они относятся к позднему мезолиту или к раннему неолиту (примерно 10–9 тыс. лет назад).
В частности, на острове Ольхон на Байкале было найдено погребение, отнесенное к раннему неолиту, в котором вместе с человеческими останками были найдены скелеты двух собак.
Череп, отделенный от туловища, натолкнул археологов на сакральные размышления. В древности человеческой голове придавалось особое значение, и существовал целый культ, связанный с этим. Например, скифы, сарматы, тюркские племена верили в то, что голова врага придавала силу ее обладателю. Особенно трепетное отношение бытовало к головам вождей и шаманов. Например, если после смерти такого человека его соплеменники покидали обжитые места, они забирали голову предка с собой для того, чтобы похоронив ее на новом месте как бы освятить ею новое место обитания.
Сохранилось предание северных хингинских бурят. Во время вынужденного переселения из-за гонений маньчжуров из Монголии на берега Ангары, умер старый вождь и шаман Буртэ-Убугун. Они предали земле своего великого предводителя в Саянах, а с собой взяли его голову, которую потом похоронили на новых землях. Через много лет в каждой юрте хингинских бурят был свой онгон - идол, сделанный в виде отрубленной головы Буртэ.
Но все это предположения. Что точно собой представляет посмертный "альянс" волка и человека – наука ответить не может до сих пор.
…В 1998 г. раскопки на Глазковском некрополе были остановлены. Археологи решили, что находок и сведений о могильнике уже достаточно и больше не стоит копать. Достаточно того, что уже нашли.
Текст написан с использованием информации из сборника научных трудов "Известия Лаборатории древних технологий" под редакцией А.В. Харинского.
Тэги