Похороны на Кавказе эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Похороны на Кавказе

Пандемия COVID-19 заставила народы Кавказа временно отказаться от скрупулёзного следования многовековым погребальным обычаям и вспомнить свои карантинные традиции, а также разожгла давние споры о том, что для мусульман лучше: адаты или шариат.

"Тесно окружили постель умершего"

"Едва только разнеслась по аулу весть о смерти горца, как уже тотчас всякий спешит в саклю умершего излить по-своему горесть об утрате. Покуда еще известят об этом муллу, уже сакля наполнилась любопытными. Крики и стенания послышались со всех сторон".

Так описывался похоронный обряд кавказских горцев в "Московских ведомостях" 1857 года.

"Грустные, молчаливые, поникнув головами, стоят мужчины у порога, между тем как женщины уже пробрались вперед, тесно окружили постель умершего и рвут на себе волосы…"

В "Сборнике сведений о кавказских горцах" в 1870 году, кроме того, рассказывается, как неосторожно вели себя таты, если у них в селе кто-нибудь заболевал или умирал:

"…Во время болезни обязаны все односельцы навещать больного почти каждый день. Когда же больной умрет, тотчас же собирается целое общество в доме умершего".

Понятно, что в условиях, введённых в связи с пандемией ограничений такие традиции никак не способствуют соблюдению социальной дистанции. Тем более, что "на поминки приглашаются и даже являются неприглашенные от мало до велика все жители аула, нередко и ближайших аулов, а также всякий, кто бы случайно попал и издалека", добавляет этнограф XIX века.

Старикам здесь не место

Современные жители Северного Кавказа тоже спешат навестить заболевшего родственника, даже если он живёт не близко, и, конечно, привыкли сообща массово горевать по своим умершим сородичам.

У карачаевцев было принято извещать о смерти иносказательно, но категорично: "Твой родственник в тяжелом состоянии, надо срочно ехать к нему".

В старину многие народы Кавказа также посылали в другие аулы горевестника. Например, осетины сажали такого горе-гонца на лучшую лошадь тёмной масти и давали ему в левую руку плётку, которой он стучался в окно или в ворота, чтобы никто из родственников умершего не остался в "самоизоляции" от похорон и не посчитал, что ему нанесли кровную обиду – тем, что не позвали на поминки.

Церемония принятия семьёй соболезнований у чеченцев называется "тезет". Этот обряд продолжается несколько дней  после того, как покойник предан земле. Чеченцы строят во дворе специальный навес, ставят под него длинные скамьи и усаживают на них стариков, к которым с утра до вечера идут родственники, чтобы выразить старшим членам семьи "кадам": свою поддержку, сочувствие и готовность помочь.

Представляете, какому риску эта традиция может подвергнуть людей старше 65 лет, которым эпидемиологи сейчас советуют особенно тщательно избегать контактов!

Накормить усопшего… и коронавирус

Врачи с горечью отмечают, что кавказцы по-прежнему стесняются надевать на похороны маски, и если у мужчин там не принято пожимать друг другу руки, то женщины обязательно обнимаются со всеми своими родственницами, чтобы проявить сочувствие.

И конечно, жителям гор трудно отказаться от традиционного массового застолья на поминках, потому что это противоречит тамошним традициям гостеприимства и потому что никто не хочет прослыть скупердяем.

Осетины, кроме того, считают, что во время поминок они кормят не гостей, а усопшего, и традиционно устраивают на похоронах такие пышные пиры, что могут спустить на них все свои сбережения. Недаром же старинная осетинская пословица гласит: "Почему он так богат? Потому что у него никто не умирает". Ведь если в семье кто-нибудь умер, надо как следует угостить всех жителей не только своей деревни, но и всех окрестных сёл. Иначе старший в роду будет подвергнут всеобщему порицанию и всякий сможет упрекнуть его в том, что его мёртвые "едят траву" вместо того, чтобы лакомиться священным пирогом.

карантин в фамильнос склепе и перчатки для омовения

Кстати, некоторые исследователи утверждают, что изначально у осетин не было принято устраивать на похоронах обильные пиршества с возлияниями. Якобы они пристрастились к "великим столованиям" под влиянием русских.

Описывая похороны в Осетии, этнографы отмечали, что все жители осетинской деревни обязаны были побросать работу и отправиться в дом умершего, чтобы высказать его родным свои соболезнования. И даже каждый случайный путник, который шёл мимо этой деревни, обязан был зайти в дом, где случилась смерть, и помолиться вместе с хозяевами.

У всех народов Кавказа, кроме того, было издавна принято устраивать в честь покойного состязания: скачки, стрельбы. Чаще всего, в годовщину смерти.

Поминки по умершему на Кавказе вообще справляют неоднократно. Иногда самые пышные и многолюдные не сразу после смерти, а по прошествии некоторого времени.

Например, кабардинцы три дня после того, как у них в семье кто-нибудь умер, держат ворота открытыми, чтобы каждый мог зайти и принести им подарки и соболезнования. А через неделю начинают раздавать одежду и ценные вещи покойного.

И конечно, на поминки всегда собирается очень много людей. Ведь для горцев смерть соседа или односельчанина считается трагедией, даже если он не был близким родственником, поскольку на Кавказе до сих пор сильны общинно-родовые связи.

 

Съездить на похороны и умереть

…В мае в ауле Бжедугхабль Красногвардейского района Республики Адыгея вот так же в лучших кавказских традициях хоронили одного очень уважаемого курда, родные которого посчитали, что никакие противовирусные ограничения не должны помешать им воздать должное покойному.

На похороны съехались около полутысячи гостей не только из Адыгеи, но также из соседнего Краснодарского края.

Среди них оказался всего один заражённый коронавирусом. В итоге вирус подхватили более 150 человек и до этого чуть ли не самый благополучный по эпидемиологической обстановке район в республике сразу же превратился в один из крупнейших на Северном Кавказе очагов заражения.

Один из участников тех похорон вскоре скончался: вирус убил совсем молодого мужчину, которому было всего 27 лет.

За месяц до этого таким же очагом заражения чуть не стало село Новые Атаги Шалинского района Чечни. Туда, чтобы соблюсти тезет, тоже съехались несколько сотен человек.

Уже на второй день тэзета признаки коронавируса стали проявляться у родного брата умершего и ещё четырёх членов семьи. И властям пришлось срочно проводить дезинфекцию во дворах, на улицах и в центральной мечети села – везде, где проходили траурные мероприятия.

Больше всего от коронавируса на Северном Кавказе пострадал Дагестан. По количеству смертей от COVID-19 республика уступает только столичным регионам. Специалисты отмечают, что этому немало поспособствовала всё та же опасная кавказская традиция –собираться большими толпами на похороны.

После массовых похорон в Дагестане оказались заражены коронавирусом почти все жители двух сёл Волгоградской области. А всё потому, что в этих сёлах живут дагестанцы, которые тоже посчитали, что никакие режимы ограничений не должны помешать им съездить к родне на похороны.

В каждом ущелье свои самоограничения

Вот почему власти кавказских республик начали запрещать массовые похоронные церемонии. 

В Чечне духовное управление мусульман установило новые правила проведения похорон ещё в начале апреля. Главное в этих правилах – ограничить количество людей, которые принимают участие в церемонии. Муфтий Чечни даже уточнил, что теперь не обязательно приходить к членам семьи умершего с соболезнованиями. Важно только соблюсти обряд омовения умершего, совершить над ним намаз и правильно провести обряд погребения.  

Власти Владикавказа временно запретили любые прощания с покойниками, независимо от причины смерти.

"Мы прекрасно понимаем, что на похороны, тем более к родственникам, невозможно не пойти. Как у нас говорят, в каждом ущелье свои обычаи. В нашем ущелье на похоронах не принято было обниматься и даже за руку здороваться. Все это надо учитывать и максимально обезопасить себя. И я просил бы вас в своих округах подобные вопросы разъяснять населению",

– попросил глава Северной Осетии Вячеслав Битаров депутатов регионального собрания.

Муфтий Северной Осетии, кроме того, призвал хотя бы на время отказаться от отправки на похороны автобусов и от массовых поминальных застолий, а сорокадневные поминки и годовщины смерти отмечать пока в самом узком кругу только ближайших родственников.

Некоторые жители Северного Кавказа переживают, что коронавирус нанесёт непоправимый ущерб их древним традициям, а другие даже рады, что ограничения заставили их сородичей отказаться от адатов и стать более последовательными в приверженности шариату.

Ведь ислам не предполагает ни обильного застолья, ни многодневных ритуалов соболезнования, ни раздачи односельчанам жертвенного мяса. По мнению глубоко верующих людей, это всё языческие пережитки и будет только лучше, если коронавирус их изживёт.

карантин в фамильном склепе

Карантин как традиция

А впрочем, пандемия коронавируса заставила кавказцев не только временно отказаться от некоторых обычаев, но и вспомнить те, которые помогали им переживать моровые поветрия.

Ведь эпидемии случались на Кавказе и в древности. В карачаево-балкарском фольклоре, в частности, сохранились две песни про чуму, которая свирепствовала в регионе неоднократно в XVI - XVII веках. У балкарцев даже есть специальное слово, которым называют выживших в эпидемии: "кёрденчи" – что значит "увидевшие смерть".

Если верить преданиям, во время чумы горцы закрывали свои аулы на карантин. Сигналом, что въезд в аул и выезд из него запрещён, служил шест с чёрным башлыком.

По легенде, один карачаевец однажды вернулся домой из поездки по торговым делам, а над его аулом торчит шест с чёрным башлыком. Делать нечего – мужчина стал дожидаться окончания эпидемии за воротами села. А когда наконец смог вернуться в семью, то узнал, что из всей многочисленной родни выжили только две его дочери, которых тоже с тех пор называли "кёрденчи".

У ингушей тоже есть карантинные традиции. Они ведь строили в горах фамильные склепы не только для того, чтобы хоронить там своих родственников. Если кто-либо в ингушской семье заболевал заразной болезнью, его отправляли отсиживаться в склеп. И пока он там находился на самоизоляции, пищу ему подавали на специальных жердях, чтобы ни в коем случае не соприкасаться руками с инфицированным.

карантин в семейном склепе

Интересно также, что процесс омовения умершего у чеченцев издавна принято совершать в перчатках. По окончании церемонии эти перчатки сжигают вместе с вещами, которые были на покойнике, чтобы они не попали в дурные руки и никто не смог использовать их для чёрной магии.

Так что народные традиции надо изучать более пристально и тогда в них, как в "Яндексе", найдётся всё!

Тэги
Поделитесь статьей