Многие люди испытывают бессознательную симпатию к разным животным. Этим объясняется такое явление как зоолатрия – ответвление от тотемизма, верования, которое подразумевает происхождение человека от животного или растения. На Северном Кавказе и в традиционных тюркских регионах самое уважаемое тотемное животное - волк.
Кавказское божество
Часто в развлекательных тестах встречается вопрос "какое ваше тотемное животное?". Кто-то сразу отвечает, а кто-то надолго задумывается. Но есть народы, представители которых знают четкий ответ. Предания о величии этого животного - прочная нить, которая связывает поколения горцев. Причины этого основаны на сугубо биологической характеристике этого вида хищников: волчья стая – это символ единства, братства, верности и бесстрашия.
В традиционном мировоззрении карачаевцев, балкарцев, кумыков и ногайцев волк занимает особое место и является наиболее почитаемым животным. В осетинском пантеоне божественных животных у волка есть предводитель – Тутыр. Без его ведома ни один волк не причинит вреда стаду. В народном творчестве Тутыр описывается как добрый ходатай за людей перед богом и небожителями.
В Северной Осетии есть народная песня, в которой прямо говорится:
"Кто не любит осетин - пусть будет съеден волками, кто не любит волков - пусть будет истреблен осетинами".
Также о тотемическом культе волка у осетин в прошлом свидетельствует существование фамилии Бираговых (Волковы), а в Южной Осетии считают себя "Волковыми" носители фамилии Басаевы.
Среди ежегодных праздников осетинского народа особым почтением пользуется традиционный "Стыр Тутыртæ" - национальный новый год, который отмечается в начале марта и длится от трех до семи дней. Накануне праздника принято приносить жертву Тутыру в виде козла или барана, и просить это божество не насылать волков. Согласно поверьям, слова и дела, сказанные и решенные в эти дни, имеют большую магическую силу и их непременно надо выполнять. Тутыру подвластны избавление народа от болезней, помощь в приумножении скота и покровительство в весенней пахоте.
У аварцев во время праздника первой борозды одним из главных персонажей веселья был "шуточный волк". Его появление служило красноречивой просьбой высшим силам об увеличении плодородия земли.
Для чеченцевс давних пор этот умный хищник – священное животное.
Самая большая похвала для них заключена во фразе: "Хьо борз ву" (ты - волк).
Образ волка – символ независимости и национальной гордости чеченского народа. Недаром именно волк был частью герба непризнанной Ичкерии.
Ареал почитания
Но не только для горных народов это животное имеет тотемную притягательность. В одной из татарских легенд повествуется о том, как татары, кочуя по лесам и горам, попали в окружение врагов и были обречены на гибель. Но неожиданно появился Белый волк и взял их под свою защиту.
Хакасский эпос "Албынжи" наделяет одноименного богатыря постоянным спутником и помощником тоже мифического Белого Волка. В эпосе алтайцев, якутов и башкир герои во время поединков принимают облик этого бесстрашного животного.
Весьма любопытна версия возникновения этнонима "башкорт". По одному из вариантов она такова: "баш" - это голова, главный вождь, а "корт" – волк. Согласно некоторым преданиям, именно волк стал вожаком башкир и привел их на Урал. Во многих башкирских легендах волк выступает как спаситель, прародитель или проводник. Волк по-башкирски – буре. Часто новорожденным детям для охраны их жизни башкиры давали "волчьи" имена: Буребай, Байбуре, Акбуре, Бурехан или Кашкар. Сейчас они почти не встречаются, но остались производные от них фамилии: Бурибаев, Байбурин, Кашкаров.
О глубоких исторических корнях у чувашских мифов свидетельствуют предания о волчице-прародительнице и волке-предке.
И почитание этому животному до сих пор живо.
Яркий пример – герб села Лащ-Таяба, что в Яльчикском районе Чувашии. На нем изображен серебряный волк, хвост которого "превращается" в сноп колосьев. Символика отражает то, чем и занимаются в поселении – производство продукции растениеводства и животноводства. А волк – хлебный, как дух плодородия зерна. Также в селе можно увидеть много волчьих мотивов на указателе и на домах.
Современное использование символа в геральдике
Справедливости ради надо сказать, что узаконенных символов, на которых изображен волк, не так много, как могло бы быть. Центральной фигурой герба Бураевского района Башкортостана выбран бегущий Небесный Волк (Кук-Буре) на сине-зеленом поле – символ, единый для всех тюркских народов, олицетворяющий многовековую народную память, мудрость, отвагу, жертвенность и верность своей родине.
Главным изображением в гербе Бетюнского наслега в Республике Саха (Якутия) является серебряная голова волка с черным носом и глазами, сопровождаемая по сторонам двумя золотыми сэргэ, каждое из которых увенчано золотыми чоронами и соединено с краем щита тремя тонкими золотыми поясами. Голова волка напоминает о прародителях наслега. По преданию основателями наслега являлись "Бере Бетуннэр" (бетюнцы из волчьего рода), их тотемом был волк.
На гербе Ногайского района в Карачаево-Черкесии на небесно-голубом фоне, окаймленным золотым орнаментом, изображена темно-синяя Крылатая Волчица (Коьк Боьри) - священный символ ногайского народа, присутствующий в исторической памяти всех тюркских народов. Изображения Крылатой Волчицы издревле служили оберегом и знаком покровительства предков. С этой целью используются они и по сей день. Например, автомобилистами.
На гербе уральского города Кировград Свердловской области изображена "скалистая зеленая оконечность, символизирующая горные месторождения, послужившие развитию города, природные богатства и памятник природы - гору Ежовую. Восстающий волк - почитаемая эмблема и олицетворение независимости, силы духа и упорства местных жителей. Выделение клыков червленью указывает на производство в городе твердосплавного инструмента. Ошейник — знак принадлежности территории Свердловской области, а кирка показывает на горное дело как основное занятие населения в прошлом".
А в 2005 г. Банком России были выпущены серебряные монеты из серии "Красная книга" с изображениями красного волка. Какое животное, такая и книга…
Любовь к свободе или семейные узы?
Кто как может – так себя и охраняет. Пожалуй, только так можно объяснить многочисленные факты изображений этого животного на украшениях, тату и аэрографии.
Здесь необходимы уточнения. Волчьи знаки на одежде и украшениях поклонников тяжелого рока и байкеров с их специфической культурой и взглядами на мир являются как бы подтверждением тяге к свободе.
Но относиться к "волчьей символике" следует осторожно. Любой такой оберег по идее призван наделять своего владельца волчьими качествами: выносливостью, силой, бесстрашием. Это больше активная, чем пассивная защита. И, разумеется, что человек, который претендует на помощь этого символа, должен названные качества иметь в зачатке, ибо на пустом месте они не появятся.
Изображение оскалившегося волка и волчьей пары (или семьи) имеют такую же разницу, как Южный и Северный полюса. Зубастый хищник подразумевает отрицание власти, закона и окружающей среды с ее правилами поведения.
Оскаленная морда волка говорит о том, что, человек, решивший стать обладателем этой наглядности, не согласен с мнением других, и переубеждать его не стоит.
Надо понимать, что обладателя такой "защиты" лучше не трогать.
А вот панно, где изображена пара полков (или тем более – семья), символизирует верность, безграничную любовь и преданность друг к другу.
Тоже волчий закон. Но до чего же человеческий, согласитесь?
Тэги