Хлопцы, чьи вы будете? эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 4.50
(Голосов: 2)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Хлопцы, чьи вы будете?

В начале этого года в Астраханской области возникло новое объединение – местная национально-культурная ногайская автономия (МНКА) "Ногай Юрт". Казалось бы, замечательно – еще в одном селе люди захотели сохранять и развивать традиционную культуру, укреплять свои корни. Однако деятельность активистов пришлась по душе не всем.

Ногайские татары – это кто?

Если заглянуть в Википедию, то можно узнать, что село Татарская Башмаковка в Приволжском районе основано местными юртовскими ногайцами. Первое упоминание относится к 1614 году, основателем считается некий предводитель из местных ногаев по имени Гила Кызан.

А если открыть Wiki-org, можно найти тот же, слово в слово, текст, только окажется, что село основано местными юртовскими татарами, а именно – предводителем из татар Гила Кызан. И тот, кто не знаком с историей местных ногайцев, наверно, удивится такому разночтению.

Хлопцы, чьи вы будете

Юртовские ногайцы, юртовские татары, астраханские татары и даже ногайские татары – как только не называют представителей этой этнической группы. Сайт Этноконфессионального совета при губернаторе Астраханской области относит их к одной из четырех подгрупп ногайского населения края, наряду с карагашами, утарами и кундровцами. Но отмечает, что ученые не пришли к единому мнению по поводу этногенеза юртовцев. Одни видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, осевших вокруг Астрахани со второй половины XVI - начала XVII вв. Другие – особую группу "астраханских татар" - потомков татар Астраханского ханства. Третьи считают потомками хазар или печенегов.

Уникальные и самобытные

"У активной части населения давно уже возникали вопросы, - рассказывает председатель МНКА "Ногай Юрт", учитель истории Татаробашмаковской школы Амир Мусаев. – Вроде нас называют татарами. А когда мы общаемся со средневолжскими татарами, нам говорят: какие же вы татары, вы ногаи. В 90-е годы, когда в юртовских селах возобновили изучение татарского языка, многие спрашивали: а почему мы его изучаем как родной, если он нам не родной? Близкий, но отличается от нашего. Татарское общество проводит Сабантуй – но это не наш праздник, а средневолжских татар. Наши же праздники забываются, наш язык деградирует, за последние почти сто лет не было издано ни одной книги на ногайском. Поэтому осенью прошлого года и было решено создать проект "Ногай Юрт" ("Ногайский дом")".

В качестве целей этой организации заявлены сохранение уникального, самобытного местного ногайского языка через издание словаря и грамматики, восстановление культурных традиций (а именно - реконструкция национального костюма, песен, танцев), приобщение подрастающего поколения к традиционным ценностям. В конечном итоге– возрождение этнического самосознания.

"Есть документальные свидетельства, что наши деды, прадеды позиционировали себя как ногаи. И историческая справедливость в отношении нашего народа должна восторжествовать", -

считает Амир.

Хлопцы, чьи вы будете

Члены "Ногай юрт" создали группы в соцсетях, стали проводить круглые столы, конференции. Но скоро выяснилось, что эта активность не всем нравится: пошли упреки в искажении истории, попытках расколоть этнокультурное единство татар. Причем исходят они не из юртовских сел и даже не из Астраханской области, а из Татарстана. По мнению оппонентов, астраханские ногайцы – часть татарского этноса, а татаризация народа – миф. И чем ближе перепись населения – тем ощутимее накал страстей.

Рассеянный народ

Предками астраханских ногайцев считаются средневековые местные кочевые тюркские племена из половцев и печенегов, а также пришедшие с нашествием Батыя в XIII веке мангыты, которые постепенно приняли язык тюрков. Начало ногайской государственности положила Ногайская Орда, просуществовавшая с XV до начала  XVII века и ставшая последним крупным независимым объединением кочевников на территории России.

хлопцы, чьи вы будете

"Постепенно ногайцы принимали российское подданство и  оседали вокруг Астрахани, смешиваясь с местным населением, оставшимся после присоединения Астраханского ханства к Московскому государству. В актах местной администрации их стали писать как "юртовских татар"", -

рассказывает президент Центра ногайской культуры "Эдиге" Эльдар Идрисов.

В современной России ногайцы проживают на территории Северного Кавказа, Крыма и Астраханской области. В советское время они не получили автономию: в 1957 году  указом Верховного Совета РСФСР ногайскую степь (территорию традиционного проживания на Северном Кавказе) разделили между Ставропольским краем, Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР.

хлопцы, чьи вы будете

Ранее, в 1926 году, когда встал вопрос о всеобщей ликвидации безграмотности и изучении родных языков, ногайцам Дагестана, проживающим в современном Бабаюртовском районе,  было предложено воспользоваться кумыкским языком и литературой, ногайцам Астрахани – татарским. То ли из-за нехватки учителей и учебников, то ли такова была политика государства. Говорят, в 1989 году на заседании Советского фонда культуры профессор Николай Баскаков покаялся за те предложения, что он внес в 1926 году по заданию министерства национальностей. Но так или иначе, дети астраханских ногайцев стали учить татарский язык, читать татарских поэтов, впитывая в себя культуру этого народа. Более того – во время переписей населения их стали записывать татарами, а в пятой графе паспорта указывать именно эту национальность.

чьи вы хлопцы будете

Этнический ренессанс

Когда в 1970 году во время Всесоюзной переписи населения в список национальностей впервые включили ногайцев, в Астраханской области их оказалось всего 64 человека. В 1979 году – уже 86. В 1989 году их число резко выросло до 3958, в 2002-м – до 4570.

И дело вовсе не в демографическом взрыве или неожиданной миграции нескольких тысяч ногайцев из других регионов страны в Астраханскую область. Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века – эпоха возрождения ногайского самосознания.

чьи вы хлопцы будете

Отправной точкой стало празднование 200-летия села Сеитовка в октябре 1988 года. В 1990 году образовалось общество ногайской культуры "Бирлик", в школах Красноярского района, где живут карагаши, ввели уроки ногайского языка, на местном телевидении стала выходить передача "Тулпар", а на областном уровне проходить ежегодные Джанибековские чтения.

Перепись 2010 года зафиксировала в Астраханской области уже 7 589 ногайцев. На самом деле ногайские корни имеет порядка 40 тысяч населения региона, считает Эльдар Идрисов:

"Несмотря на политику "татаризации" на официальном уровне, в быту ногайское самосознание сохранялось, - говорит он. -  Движение за его возрождение началось в рядах интеллигенции карагашей, прежде всего учителей. Мы вспоминаем подвижничество первого председателя общества ногайской культуры в Астраханской  области Равиля Джуманова. Свой вклад внесли и ученые, например, лингвист из Татарстана Леонид Арсланов, доказавший сохранность ногайского языка в Астраханской области, этнограф Виктор Викторин - в 1985 году он защитил диссертацию по этнографии ногайцев Нижнего Поволжья".

"Этнокультурный ренессанс" перестроечных лет затронул в основном ногайцев-карагашей, в меньшей степени – юртовцев, испытавших более заметное влияние татарской культуры. Ощутят ли они себя ногаями, как когда-то их деды и прадеды? Перепись покажет. Сейчас, согласно этническому паспорту Татаробашмаковского сельсовета, размещенному на сайте муниципального образования,  67% населения МО составляют татары. Ногайцы в паспорте отсутствуют.

чьи вы хлопцы будете

Тэги
Поделитесь статьей