Инструкция для георгиевской ленты эксклюзив

Инструкция для георгиевской ленты

На прошлой неделе из ХМАО-Югры пришла информация о казаках, которые якобы взялись проверять уместность использования георгиевских лент и снимать их с антенн машин и продуктовых упаковок в магазинах. В преддверии Дня Победы тема этики и границ допустимого в отношении памяти и символов Великой Отечественной войны становится все более актуальной.

А БЫЛ ЛИ РЕЙД?

В последние годы с приближением Дня Победы в интернете появляются посты с вопросами желающих приобщиться к празднику: какими бантами украсить и куда правильно прикрепить георгиевскую ленту — с правой или с левой стороны, а, может, повязать ее на рюкзак или сумку? Отвечать на эти вопросы берутся представители различных раздающие ленты структур, которые призывают относиться к символу с уважением и крепить их на груди, возле сердца — в знак памяти и благодарности участникам Великой Отечественной. Но россияне все равно располагают ленту где заблагорассудится — на карманах брюк, ручках сумок, велосипедах и антеннах машин, на обуви вместо шнурков…

Бороться с этим решили югорские казаки, как сообщило УРА.РУ (не указав название организации. – Прим. ред.), в канун праздника они собрались выйти в рейды.

"Нельзя допустить, чтобы какие-то предприниматели или простые граждане использовали символ неподобающим образом: например, вешали на сумки или на водку в магазинах, макароны, на антенны машин. У нас хватит людей, чтобы во всех городах Югры ходить и делать замечания, а кто не будет понимать — сорвем и заберем себе [георгиевскую ленточку]", — цитирует издание некоего казака Александра из Нижневартовска.

Спустя несколько дней в Daily Storm опубликовали мнение атамана хуторского казачьего общества "Приобский" Александра Волкова, который заявил, что  слышит о рейдах впервые и считает подобную информацию очередной провокацией со стороны недоброжелателей казачества: "Если я вижу, что ее прикрепили к карману брюк или на ошейник собачки, я подхожу и делаю замечание. Но отнимать — это полнейшая глупость!"

ВОСПИТАНИЕ СОВЕСТИ

Откровенной глупостью недобросовестных журналистов назвал новость верховный атаман Общероссийской общественной организации "Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья" Николай Дьяконов.

Самый почитаемый в войсках орден Святого Георгия имеет более чем 250-летнюю историю, отметил он:  

— Георгиевская лента не просто символ Победы, но и символ русской армии. Георгий Победоносец изображен на нашем гербе и рассказывает о непростой судьбе России, поэтому этот символ стал народным. И это не награда, для которой есть четкие описания, статус, правила ношения. А то, что связано с переборами… это выглядит неприятно. Особенно для людей, которые понимают, что такое георгиевская лента.  Мы видим после мероприятий, как георгиевские ленты валяются на улице. Я сам подбирал их с земли несколько раз. Никакие правила здесь невозможны, только воспитание. А ходить и срывать, откровенная глупость.

Если есть возможность, человека надо поправить, и не обязательно это делать только казакам. Больше никаких мер быть не может, потому что ленточка — народный символ. 

СТАНДАРТ ПАТРИОТИЗМА

Фейковая это новость или нет, не известно, но она не выбивается из общей картины. У россиян есть неприятная тенденция канонизировать символы праздников, чтобы даже неверующий и непомнящий мог приобщиться по всем правилам и почувствовать себя сопричастным.

— У нас много записных патриотов, которые устанавливают каноны, некий стандарт патриотизма, с их точки зрения верный и правильный. К георгиевской ленте у меня свое личное особое отношение, — рассказал один из инициаторов "Бессмертного полка" Сергей Лапенков.

Его дед прошел две войны — финскую и Великую Отечественную, вернулся домой без ног.

— Люди, которые имели право носить ленту, в моем представлении — такие, как мой дед, кто был на фронте, прошел через серьезные испытания. И когда лента появилась в качестве народной, поначалу история была аккуратной. Но, к сожалению, довольно быстро георгиевская лента стала превращаться в элемент моды. И люди, которые вешают ее на антенны автомобилей, на предметы, коляски, велосипеды, которые носят огромные георгиевские ленты, как банты, оскорбляют этим память моего деда. Первые годы, когда лента была очень аккуратным символом, я ее надевал, последние годы стараюсь этого не делать. Это мое мнение, я его никому не навязываю. Люди, которые выходят с единственно верной точкой зрения, публичной, и навязывают ее, вызывают у меня непонимание и раздражение, — говорит Сергей Лапенков.

В этом году из-за предотвращения распространения коронавируса масштабные акции по раздаче георгиевских лент, так же как и "Бессмертный полк", отменены. И Лапенков видит в этом свой плюс. Не так важно, сколько человек пройдет в колонне. Важнее история, рассказанная на сайте акции. Сайт полка — это собрание семейных архивов и наиболее точное воплощение смысла акции.

— Изначально это память о людях. И человек, который сознательно, серьезно, осознанно подходит к этому, он не размер георгиевской ленты выбирает, а находит время и вещи, чтобы эту память зафиксировать, создать архив, который можно передавать детям, — уверен Лапенков.

БЛИЖЕ К СЕРДЦУ

Акция "Георгиевская ленточка" впервые прошла в 2005 году. Ее придумали РИА Новости и "Студенческая община". Правил ношения георгиевской ленты как народного символа праздника не существует. Но стоит знать, что лента ордена Святого Георгия является атрибутом наград за воинскую храбрость.

Превращая ее в модный аксессуар, повязывая как банты и украшая ей вместо шнурков туфли, мы стираем ее историческую значимость. И это вызывает внутренний протест у многих сограждан. А заодно порождает сомнительные инициативы контролировать ее ношение. Но чем больше навязанных непонятно кем правил и канонов, тем больше протестующих и недовольных.

Неужели, чтобы избежать осквернения символа, нам, потомкам победителей, нужна буква закона и отряды казаков-надзирателей? Может, пора открыто обсудить эту тему?  А носить георгиевскую ленту осознанно — у сердца и рассказывать о великом символе своим детям.

Тэги