Россия по итогам 2011 года заняла 143 место из 183 возможных в Индексе восприятия коррупции (ИВК). Об этом 1 декабря на пресс-конференции в Москве рассказали эксперты российского отделения международной некоммерческой организации "Трансперенси Интернешнл" (ТИ-Р), передает корреспондент "Нацакцента". Такой же результат получили еще восемь стран, в том числе Беларусь, Азербайджан, Нигерия и Уганда.
Отвечая на вопрос корреспондента "Нацакцента", руководитель ТИ-Р Елена Панфилова отметила, что в разных регионах России наблюдается разный уровень коррупции. "Есть регионы настолько бедные, в которых и отнимать нечего", - заметила Панфилова. Уровень коррупции зависит и от человеческого фактора, отметила эксперт. По ее словам, некоторые руководители регионов прилагают больше усилий для борьбы с коррупцией, в некоторых же коррупционная модель политического и экономического устройства представлена в "очищенном виде".
Именная такая коррупционная трансформация системы произошла в Чечне, где, по словам Панфиловой, "злоупотребление бюджетными ресурсами приобрело катастрофический размах".
Как пояснил другой эксперт ТИ-Ра Юлий Нисневич, при чрезвычайно высоком объеме коррупции в Чечне уровень бытовой коррупции в ней ниже, чем в целом по России. Такая ситуация характерна, по его словам, в странах с высоким уровнем личного авторитаризма, в руководстве которых находятся так называемые "стационарные бандиты", которые контролируют все коррупционные потоки и не дают развиваться низовой коррупции.
Нисневич пояснил, что уровень коррупции отражает уровень ее демократичности: более высокий уровень коррупции является индикатором того, что в стране не действуют демократические институты. При этом все эксперты подчеркивали, что в нашей стране стоит говорить о высоком уровне не только экономической, но и политической коррупции. При этом, по мнению Панфиловой, центральной проблемой для России является зависимость и коррумпированность судов.
Ежегодный ИВК, составляемый международным движением по противодействию коррупции Трансперенси Интернешнл, измеряет уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. ИВК за 2011 г. ранжирует 183 страны мира (в 2010 году ИВК рассчитывался для 178 стран) по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.