Если есть на свете рай – то это Краснодарский край. Бодрая реклама для туристической мекки России стремительно привлекает население страны в свои объятья.
За последние годы количество внутренних мигрантов из Центральных областей страны и Сибири побило все рекорды. Однако в этих миграциях нет ничего нового. История моего региона – и есть история миграций. Пограничная территория Северо-Западного Кавказа лежит на стыке цивилизаций, стран, экономик и империй. Её этническое лицо формировалась из потока множественных миграций самых разных народов. Эти миграции и сформировали пеструю картину населения Кубани. Так сегодня предпочитают именовать весь Северо-Западный Кавказ, а не только степную долину вдоль великой реки.
ПУНКТ РАЗДОРА
Несмотря на всё многообразие культур и явную симпатию властей к казачеству, регион наш относительно спокойный и дружный. Межнациональное согласие здесь вырабатывалось в последние полтора века и имеет сильные традиции. Но есть проблемы, которые людей тревожат.
Одна из них - заложенная еще в 1990-е годы смысловая бомба в Устав Краснодарского края. Это пункт 1 статьи 2 Устава, который гласит:
"Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края".
В отличие от национальных республик, ни один субъект федерации пока не решился включить такую формулировку в свой Устав, хотя, например, соседние Вологодская или Воронежская области тоже вполне имеют на это право.
Бесспорно, Краснодарский край историческая территория формирования кубанского казачества, которое именно здесь обрело в начале-середине 19-го века свой окончательный вид и было уничтожено во время Гражданской войны и репрессий.
Конечно, нынешнее возрожденное официальное казачество зачастую имеет мало общего с реальным историческим прообразом, но это совсем другая тема.
Точно также, фраза про "большинство населения края", не вызывает сомнений. Русские и правда составляют большинство населения края. С 1870-х годов точно.
А вот пассаж про "исконное место проживания русского народа" удивляет. Начать хотя бы с определения слова "исконный", которое в большинстве толковых словарей означает "существующий искони, издревле, изначальный, коренной". То есть Устав предлагает считать русское население края, которое появилось здесь не ранее 1860-х годов, когда край был открыт для миграций – коренным, а Краснодарский край родиной русского народа.
Даже если мы зачислим в русское население казачество, выйдет, что ранее 1792 года мы спуститься в прошлое не можем. Про некрасовских казаков, которые после подавления Булавинского восстания, ушли с Дона в сентябре 1708 года и более 240 лет жили на территории Османской империи, приняв подданство султана, и говорить нечего.
Но даже, если мы предположим, что срок в 150-200 лет позволяет засчитать население в коренные древние жители, возникает разумный вопрос: а почему же тогда коренными не стали по Уставу армяне и греки, молдаване и чехи, поляки и немцы, евреи и эстонцы, татары и грузины, которые поселились в крае в те же годы, что и русские?
Но больше всех эта формулировка смущает черкесов и абазин, представителей автохтонного населения Северо-Западного Кавказа, чьи корни в этом крае уходят в глубину веков. Уж кто-кто, а они более всех заслуживают быть указанными в этой статье, пусть даже их немного, по отношению к русскому большинству.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Но как говориться "критикуешь – предлагай!". И тут все просто. Историческая и национальная справедливость, а с ней и долгосрочная гармония в Краснодарском крае, могут проявить себя при условии грамотной переформулировки этого пункта Устава.
Вполне логичным было бы указать, что Краснодарский край является "местом проживания многонационального народа Российской федерации, представленного множеством культур и религий", либо "местом проживания множества различных культур и религий".
В конце концов, такое разнообразие – достойный повод для гордости и отличный способ развития туристическом бренда региона.
Поймут ли местные власти, что такой подход, в отличие от нынешнего маниакального оказачивания, наиболее приемлемый для гармоничного развития края? Или в этом случае тоже придется обращаться в Конституционный суд за разъяснением? Впереди 2022 год, который объявлен в Российской Федерации годом народного искусства и культурного наследия. Хотелось бы увидеть Краснодарский край в этом году во всей своей многонациональной и многоконфессиональной красе, а не только искусственно сконструированным проектом на тему казачьей мифологии.
В рубрике ИМХО публикуются мнения, которые могут не совпадать с позицией редакции.
Тэги