28 августа – трагическая дата в истории российских немцев. В этот день в 1941 году появился Указ Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", согласно которому целый народ огульно был объявлен "предателями и диверсантами", лишен национальной автономии на территории СССР и депортирован.
После нападения Германии на СССР и начала провокационной пропаганды нацистов об использовании советских немцев на оккупированных территориях, целый народ, сам того не ведая, попал под подозрение.
Обстановка нагнеталась целенаправленно: от "органов" требовали громких разоблачений. НКВД старалось "оправдывать доверие": по всей стране, особенно в районах компактного проживания немцев, сотни и тысячи человек обвинялись в "проведении контрреволюционной агитации, направленной против мероприятий партии и правительства, колхозного строя, восхваления политики Гитлера". Именно эти безосновательные обвинения и послужили формальным поводом для появления печально знаменитого Указа.
Депортация
– Указ был бы смехотворен, если бы не так жесток, – считает писатель, ветеран движения российских немцев Гуго Вормсбехер. – Логике он абсолютно не поддавался. Там была фраза "По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья". Абсурд абсолютный. Как можно было скрывать тысячи и десятки тысяч "врагов" в селах, где все друг друга с пеленок знают?! Если же "диверсантов" и "шпионов" из Германии заслали, то Гитлеру понадобилось бы послать в сельскохозяйственную республику всю свою разведку и даже из других стран кадры прихватить.
Государственная машина не пощадила никого, включая младенцев. Причем немцами Поволжья депортация не ограничилась. В эшелонах для перевозки скота со всей страны свозили этнических немцев в новые места проживания: Сибирь и северный Казахстан.
По оценке ведущего российского специалиста по вопросам депортации народов в СССР, главного научного сотрудника Института российской истории РАН Николая Бугая, с середины 30-х годов и до конца 40-х годов XX века принудительному переселению подверглись 1 240 722 советских немца. После принятия Указа процесс пошел особенно быстро.
Одним из косвенных итогов депортации стала ликвидация немецкой республики в Поволжье, заодно по всей стране упразднили все немецкие национальные районы и сельсоветы.
Трудармия
В первые месяцы войны в регулярной армии сражались более 40 тыс. этнических немцев. Были они и среди защитников Брестской крепости. Несмотря унизительные обвинения и принудительное переселение, среди молодых советских немцев были очень сильны патриотические настроения. Всеми правдами и неправдами молодежь рвалась на фронт – защищать свою Россию. Известны случаи, когда самые отчаянные подменяли документы и убегали в партизанские отряды.
Но официально дорога в действующую армию этой части населения страны была закрыта зимой 1942 года, когда один за другим вышли в свет два постановления ГКО "О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет" и "О мобилизации немцев – мужчин призывного возраста от 17 до 50 лет, постоянно проживающих в областях, краях, автономных и союзных республиках". В соответствии с этими постановлениями все трудоспособные немцы-мужчины мобилизовались в рабочие колонны на все время войны. Спустя некоторое время к мужчинам присоединились и женщины. Шло создание так называемой Трудармии – государственного института, по своей жестокости не многим уступавшего ГУЛАГу.
– Режим содержания мобилизованных немцев в лагерях НКВД первоначально ничем не отличался от содержания заключенных, – говорит старший научный сотрудник НИИ истории и этнографии Оренбургского госуниверситета Константин Моргунов. – Руководство предприятий, советские и партийные органы были не готовы к приему такого количества рабочей силы и не сумели создать необходимые жилищно-бытовые условия для прибывших трудармейцев.
В результате за первые несколько месяцев службы в трудовых отрядах от голода и тяжелого труда погибли десятки тысяч трудармейцев. Правда, со временем, когда руководство системы поняло, что так рабочая сила просто не выживает, условия были несколько улучшены. Тем не менее из частей Трудовой армии не вернулось около трети советских немцев.
Реабилитация
Но и после окончания войны терять эффективную и при этом бесплатную рабочую силу руководство страны не спешило: свободу передвижения немцы получили далеко не сразу. Частично обвинения в пособничестве фашистам были сняты лишь в августе 1964 г., когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, лукаво признававший насильственное переселение немцев нецелесообразным. Однако вернуться в Поволжье и другие регионы депортированным не позволили. Ограничения по выбору места жительства с советских немцев сняли лишь в 1972 году.
– "Трудармия" нанесла немецкому населению не только физический урон, но совместно с депортацией и спецпоселением еще и глубочайшую моральную травму, – считает директор Подольского историко-краеведческого народного музея этническая немка Валентина Сизикова.
По мнению многих экспертов, последствия депортации российские немцы ощущают и по сей день. Автономная республика, несмотря на громкие заявления в начале 90-х, так и не была восстановлена, а перспективы ее возникновения все более призрачны. Германия в 90-е вкладывала немалые средства, чтобы закрепить российских немцев в местах их компактного проживания в РФ, но одновременно активно приглашала к переселению на историческую родину. В конце прошлого века в Германию эмигрировала значительная часть этнических немцев, но большинство так и не смогли там стать "своими". В России остались около 600 тысяч немцев. Живут они по-прежнему дисперсно, то есть по всей территории страны. Как и все остальные народы России, наши немцы продолжают искать свое место в нынешних непростых экономических условиях. И некоторые делают это весьма успешно. Достаточно вспомнить имена тех, кто сегодня руководит "Газпромом" и Сбербанком России. Впрочем, несравнимо больше среди российских немцев ученых, инженеров, врачей и просто очень добросовестных тружеников.
Тэги