Пепел животворящий эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Пепел животворящий

Нет, пожалуй, ни одного "народного" праздника, который отмечали бы с таким же воодушевлением как масленицу. При этом, многие ее сакральные символы оказались смытыми, как слой песка прибрежной морской волной...  

С 24 февраля по всей земле российской (и не только) стартовал фейерверк народных гуляний, олицетворяющих закат зимы и рассвет весны. У слова "масленица" уйма синонимов: блинница, блинщина, блиноедка, прожорница, прожорная неделя, объедуха, колодий, целовальница, коляда масленая и сырная неделя.

Суть этого праздника, казалось бы, всем понятна: ешь блины, жди весны. Но если заглянуть в древнее закулисье этой поистине народной вакханалии, то можно обнаружить частокол потаенных смыслов, от которых сейчас остались привычные лакомства и радостное исполнение смертной казни бабе в виде сожжения.

Не только блины…

В славянской культуре символом солнца служили различные узоры в домашней утвари, но блины никогда даже не приближались к символам светила! Издревле это  аппетитное блюдо было… поминальной едой! А то, что такое лакомство стало неразделимо с масленицей, говорит о том, что стержневым содержанием этого праздника было поминовение ушедших из жизни.

По мнению наших предков, умершие находились в земле, поэтому могли повлиять на ее плодородие. Поэтому в праздничные дни одним из главных блюд на столе были блины. Поедая их, живые тем самым поминали умерших, вознося им благодарность и просьбы об урожае в новом сезоне.

пепел животворящий

А поскольку наш народ на выдумки хитер, то и кулинарных вариантов у него была уйма. Например, на архангельском Севере, пекли сковородники – круглые лепешки из жидкого пшеничного теста, политые сверху сметаной. В больших количествах выпекали также калитки, сочни и особенно любимые шаньги: "напекут шанег стопы такие большие, да разны пшенны, крупяны".

Если под рукой есть мука, то вариантов – сколько угодно: ватрушки, оладьи, сбитни, вареники, пироги с разнообразными начинками, кроме табуированного в эти дни мяса. Печеные, вареные и жареные деликатесы многажды превосходят блинную банальность…

Перед постом был период, когда люди старались сделать свой стол разнообразнее. У южных осетин Масленица называется Царвисæн, что переводится буквально как "доставание топленого масла". К этому дню в каждой семье хранился горшочек с топленым маслом, который в торжественной обстановке доставался из кладовой.

В отличие от  Масленицы у русских, отмечаемой всем сообществом широким гуляньем и кострищами, у осетин это семейное торжество.

Северная мощь и южное раздолье

Легенд об этом празднике – хоть отбавляй. По одной из них, Масленица родилась на далеком Севере, и отцом ее был Мороз. Однажды на финише лютой зимы один человек увидел, как за огромными сугробами пряталась его дочь – Масленица. Увидевший позвал ее помочь людям своим теплом согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица вышла, но она оказалась не хрупкой девочкой, которая пряталась в лесу, а здоровой и красивой сударыней с румяными щеками и…коварным взглядом и хохотом. В круговерти своего азарта она закружила в свистопляске радости всех, кого увидела.

Вот Масленица и стала самым веселым праздником. И почему же за это надо ее сжигать?

пепел животворящий

Вот казаки, живущие на Северном Кавказе, до сих пор чучело Масленицы не жгут. Взамен этого там есть другие забавы. Одна из них – лепить из снега крепость, в которую девушки прячутся, а парни штурмуют их укрытие, получая в отпор выстрелы снежками и "пощечины" хворостинами. Современные казаки из студии "Казачий формат" превратили эту игру в шуточную постановку, которую показывают на праздниках.

А вот поселившиеся на Ставрополье казаки-некрасовцы Масленицу почти не празднуют. Причиной этому – период жизни в Турции, когда мужчины в этот период года уходили на рыбный промысел, а женщины оставались дома одни, и им было не до забав. Хороводы в Прощеное воскресенье были их единственным развлечением.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали ее на санки и катали с горки и по улицам деревни…

Чучело не всегда и не везде сжигали. В некоторых областях его хоронили, в некоторых - разбирали по клочкам и соломинкам и разбрасывали по полям.

В тех же местностях, где сжигали, делали это не ради костра как такового, а для того, чтобы оставшийся пепел разбросать по полям. Таким образом, просили землю о плодородии.

И не только баба…

Сжигали или хоронили, собственно, не Масленицу и не Зиму, а Морану (или Марену) - женский мифологический персонаж, который регулярно умирает и воскресает наподобие круговорота природы.

Древние славяне делали чучела, символизирующие Масленицу, не только в виде пышной особы женского пола. Чучелом под названием "Масленок" представали и мужчин.

Наряжали Масленка в старые вещи, но старались приукрасить его образ. Сжигание Масленка было связано с окончанием недели празднований и своеобразным прощанием с Масленицей. Примечательно, что эта традиция сохранилась до наших дней в отдельных регионах и странах.

пепел животворящий

Кроме чучела зимы, славяне сжигали и другие предметы. В основном в костер бросали старые вещи и одежду, вышедшую из обихода. Считалось, что такой обряд позволяет расстаться со всем старым и ненужным, освобождая место для нового и хорошего. Также в этот период сжигали вещи умерших родственников. Как правило, для этой цели не создавались отдельные костры. Вещи просто надевали на чучело или бросали в пламя основного кострища.

Сжигали не всех…

Далеко не всегда Масленица воплощалась в виде чучела. Во многих местностях роль Масленицы мог играть живой человек. Например, мужик с вымазанным сажей лицом и в женском платье, весь обвешанный бубенцами. Такого пьяного мужика-масленицу с калачами и вином усаживали на колесо, располагавшееся на шесте, а шест устанавливали в сани. Народ сопровождал эти сани пешком или во множестве саней, куда садилось как можно больше людей. Толпа провожала эту процессию гиканьем, песнями, смехом, плясками.

Как бы то ни было, Масленица – это интернациональный праздник, который объединяет людей всех национальностей, как бы они ее ни отмечали. Точно так же, как все с радостью встречают приход весны!  

Тэги
Поделитесь статьей