Нет, пожалуй, ни одного "народного" праздника, который отмечали бы с таким же воодушевлением как масленицу. При этом, многие ее сакральные символы оказались смытыми, как слой песка прибрежной морской волной...
С 24 февраля по всей земле российской (и не только) стартовал фейерверк народных гуляний, олицетворяющих закат зимы и рассвет весны. У слова "масленица" уйма синонимов: блинница, блинщина, блиноедка, прожорница, прожорная неделя, объедуха, колодий, целовальница, коляда масленая и сырная неделя.
Суть этого праздника, казалось бы, всем понятна: ешь блины, жди весны. Но если заглянуть в древнее закулисье этой поистине народной вакханалии, то можно обнаружить частокол потаенных смыслов, от которых сейчас остались привычные лакомства и радостное исполнение смертной казни бабе в виде сожжения.
Не только блины…
В славянской культуре символом солнца служили различные узоры в домашней утвари, но блины никогда даже не приближались к символам светила! Издревле это аппетитное блюдо было… поминальной едой! А то, что такое лакомство стало неразделимо с масленицей, говорит о том, что стержневым содержанием этого праздника было поминовение ушедших из жизни.
По мнению наших предков, умершие находились в земле, поэтому могли повлиять на ее плодородие. Поэтому в праздничные дни одним из главных блюд на столе были блины. Поедая их, живые тем самым поминали умерших, вознося им благодарность и просьбы об урожае в новом сезоне.
А поскольку наш народ на выдумки хитер, то и кулинарных вариантов у него была уйма. Например, на архангельском Севере, пекли сковородники – круглые лепешки из жидкого пшеничного теста, политые сверху сметаной. В больших количествах выпекали также калитки, сочни и особенно любимые шаньги: "напекут шанег стопы такие большие, да разны пшенны, крупяны".
Если под рукой есть мука, то вариантов – сколько угодно: ватрушки, оладьи, сбитни, вареники, пироги с разнообразными начинками, кроме табуированного в эти дни мяса. Печеные, вареные и жареные деликатесы многажды превосходят блинную банальность…
Перед постом был период, когда люди старались сделать свой стол разнообразнее. У южных осетин Масленица называется Царвисæн, что переводится буквально как "доставание топленого масла". К этому дню в каждой семье хранился горшочек с топленым маслом, который в торжественной обстановке доставался из кладовой.
В отличие от Масленицы у русских, отмечаемой всем сообществом широким гуляньем и кострищами, у осетин это семейное торжество.
Северная мощь и южное раздолье
Легенд об этом празднике – хоть отбавляй. По одной из них, Масленица родилась на далеком Севере, и отцом ее был Мороз. Однажды на финише лютой зимы один человек увидел, как за огромными сугробами пряталась его дочь – Масленица. Увидевший позвал ее помочь людям своим теплом согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица вышла, но она оказалась не хрупкой девочкой, которая пряталась в лесу, а здоровой и красивой сударыней с румяными щеками и…коварным взглядом и хохотом. В круговерти своего азарта она закружила в свистопляске радости всех, кого увидела.
Вот Масленица и стала самым веселым праздником. И почему же за это надо ее сжигать?
Вот казаки, живущие на Северном Кавказе, до сих пор чучело Масленицы не жгут. Взамен этого там есть другие забавы. Одна из них – лепить из снега крепость, в которую девушки прячутся, а парни штурмуют их укрытие, получая в отпор выстрелы снежками и "пощечины" хворостинами. Современные казаки из студии "Казачий формат" превратили эту игру в шуточную постановку, которую показывают на праздниках.
А вот поселившиеся на Ставрополье казаки-некрасовцы Масленицу почти не празднуют. Причиной этому – период жизни в Турции, когда мужчины в этот период года уходили на рыбный промысел, а женщины оставались дома одни, и им было не до забав. Хороводы в Прощеное воскресенье были их единственным развлечением.
У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали ее на санки и катали с горки и по улицам деревни…
Чучело не всегда и не везде сжигали. В некоторых областях его хоронили, в некоторых - разбирали по клочкам и соломинкам и разбрасывали по полям.
В тех же местностях, где сжигали, делали это не ради костра как такового, а для того, чтобы оставшийся пепел разбросать по полям. Таким образом, просили землю о плодородии.
И не только баба…
Сжигали или хоронили, собственно, не Масленицу и не Зиму, а Морану (или Марену) - женский мифологический персонаж, который регулярно умирает и воскресает наподобие круговорота природы.
Древние славяне делали чучела, символизирующие Масленицу, не только в виде пышной особы женского пола. Чучелом под названием "Масленок" представали и мужчин.
Наряжали Масленка в старые вещи, но старались приукрасить его образ. Сжигание Масленка было связано с окончанием недели празднований и своеобразным прощанием с Масленицей. Примечательно, что эта традиция сохранилась до наших дней в отдельных регионах и странах.
Кроме чучела зимы, славяне сжигали и другие предметы. В основном в костер бросали старые вещи и одежду, вышедшую из обихода. Считалось, что такой обряд позволяет расстаться со всем старым и ненужным, освобождая место для нового и хорошего. Также в этот период сжигали вещи умерших родственников. Как правило, для этой цели не создавались отдельные костры. Вещи просто надевали на чучело или бросали в пламя основного кострища.
Сжигали не всех…
Далеко не всегда Масленица воплощалась в виде чучела. Во многих местностях роль Масленицы мог играть живой человек. Например, мужик с вымазанным сажей лицом и в женском платье, весь обвешанный бубенцами. Такого пьяного мужика-масленицу с калачами и вином усаживали на колесо, располагавшееся на шесте, а шест устанавливали в сани. Народ сопровождал эти сани пешком или во множестве саней, куда садилось как можно больше людей. Толпа провожала эту процессию гиканьем, песнями, смехом, плясками.
Как бы то ни было, Масленица – это интернациональный праздник, который объединяет людей всех национальностей, как бы они ее ни отмечали. Точно так же, как все с радостью встречают приход весны!
Тэги