Наследники енисейских самоедов эксклюзив

Рейтинг: 0
(Голосов: 0)
You Rated: Not rated
Наследники енисейских самоедов

Смешанные браки, возрождение языка и фестивали фольклора. Чем живет один из самых малочисленных народов России – энцы?

По одной из версий название основанного в 1601 году русского острога Мангазея, упомянутого в новгородской рукописи конца XV в., произошло от энецкого рода Монгаси, представители которого издревле кочевали в бассейне Таза и Турухана и лесотундре между низовьями Таза и Енисея. 

Народ окраины

Энцы – составная часть корневой системы северного населения нашей страны. От их древнего названия – енисейские самоеды – может разыграться фантазия: не людоеды ли? Спешим успокоить: отнюдь! К каннибализму этот народ (как и ненцы, нгасаны и др.) никакого отношения не имеет. В глубокой старине на востоке России жил коренной народ, который называл свою землю Само Една. В дальнейшем произошла устная "отшлифовка", в результате которой осталось слово "самоеды".  Энцы являются одним из самых малочисленных ответвлений этой ветви. По языку, культуре и территории проживания они делятся на две этнические группы: тундровые (хантайские) и лесные (карасинские).

К концу XIX века в России оставалось 477 энцев. Перепись населения в 1926 году фигурировала числом 376. В 2010 году в России официально насчитывалось всего 227 наследников этого уникального народа.

Чужие здесь не ходят

Энцы живутв Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Известно три места их компактного проживания, которые расположены на Енисее. Одно из них —поселок Потапово на берегу Енисея. Есть еще Воронцово и Тухард. Это очень труднодоступные поселения. Чтобы туда добраться, нужно лететь двумя самолетами, а потом еще плыть на корабле...

Когда оказываешься в таких заповедных местах, поневоле понимаешь: жить тем, что дает природа, не каждому-то и под силу. Суровые климатические условия выстраивают особенный почерк жизни, который прочесть можно легко: основным занятием энцев, как и всех заповедных народностей Севера, были и остались добыча пушного зверя, охота, рыболовство, вьючное, упряжное оленеводство. Занятия женщин – хлопоты по хозяйству, приготовление еды, виртуозное мастерство в художественной аппликации по меху и сукну. Мужчины – добытчики и мастера в резьбе по кости. Дети получали соответствующее воспитание: девочки учились у матерей, мальчики – у отцов.

фольклор, язык и обычаи энцев

Этот народ с почтением относится ко всем дарам природы, но самым главным животным, без которого их жизнь представить невозможно, стал олень. На диких они когда-то охотились с луком, а одомашненные – становились практически членами семьи. Представители этого "копытного" благородства и сейчас пользуются почитанием хозяев. Олени белой масти считаются священными, принадлежавшими верховному божеству Нуму, сотворившему землю и всех, кто на ней обитает. Их не впрягают в нарты и не забивают на мясо.

В старину полагали, что бубен шамана – это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо.

Неудивительно, что основным музыкальным инструментом у энцев является шаманский бубен, а самым большим праздником – отмечание окончания полярной ночи. В конце января или начале февраля, когда на горизонте показывается солнце, проходила церемония его встречи. В одном из чумов шаман несколько дней камлал, а на улице люди исполняли обрядовые танцы, которые потом переходили в череду игр и забав. И здесь уже к бубну присоединялись музыкальный лук, смычковая двухструнная лютня, различные свистки и пищалки.  

Федот, да не тот…

Что касается коммуникации, то между двумя "ответвлениями" энцев имеет место одна существенная разница. До середины 20 века энецкий язык считался одним из диалектов ненецкого. Он из самодийской группы уральских языков и наиболее близок с ненецким, от которого был отделен более 1000 лет назад. При этом энецкий язык делится на два диалекта: лесной (пэ-бай) и тундровый (сомату).

Диалекты кардинально отличаются друг от друга по языковой структуре. По этой причине понять друг друга могут не все энцы.

По некоторым наблюдениям, тундровые считают лесных ненцами, а те, в свою очередь, относят тундровых к нганасанам.

На протяжении долгого времени энецкий язык был бесписьменным. И только в 1986 году ученым лингвистом Н. Терещенко был опубликован проект первого алфавита, созданного на основе лесного диалекта. Официально он не принят, но используется в изданиях фольклорных текстов, энецких публикациях газеты "Таймыр". На энецком алфавите выпущено три книги, одна из которых — русско-энецкий словарь для школьников. 

Курс – на возрождение

Сокращение количества энцев связывают с практикой смешанных браков между представителями этого народа, ненцами и нганасанами. Чтобы энский язык совсем не канул в Лету, с 2012 года начал реализовываться проект по его возрождению: в селе Потапово открылась группа, где проводится изучение энецкого. Обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке.

Периодически проблемы энцев освещает окружная газета "Таймыр". На энецком языке выходят передачи телерадиокампании с тем же названием.

Энецкий фольклор весьма богат на предания, сказки о животных, рассказы о шаманах и легенды. Чтобы популяризовать это наследие проводится фестиваль "Фольклорная классика Таймыра",  Программа фестиваля включает концерты долганского, ненецкого, нганасанского, энецкого и эвенкийского фольклора и завершается театрализованным гала-концертом. Кроме исполнения песен на языках коренных народов и постановок древних сказок и легенд народов Таймыра, зрителям предоставляется возможность увидеть традиционные обряды: поклонение солнцу, обрядовый танец камлания шамана, заклинания и др.

А с 2011 года в Дудинке регулярно проходит Международный Арктический фестиваль "Притяжение Таймыра", приуроченный ко Дню Таймыра. В фестивале участвуют этнографические группы, фольклорные ансамбли, хореографические и народно-певческие коллективы, солисты-исполнители северных территорий Российской Федерации, в том числе из Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ненцы, нганасаны, энцы, долганы, эвенки — более 10 коллективов и солистов). 

фольклор, язык и обычаи энцев

В 2018 году этот фестиваль стал бронзовым призером Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards в номинации "Лучшее этно-культурное туристическое событие". Третье место среди 96 проектов из 14 регионов России – это весьма почетно!

Тэги