Саитбабинские были

Рейтинг: 0
(Голосов: 0)
You Rated: Not rated
Саитбабинские были

Название этого башкирского села уж очень напоминает имя веселого хитреца и справедливого смельчака из восточной сказки. Помимо созвучия Саитбаба также умеет радовать, угощать и дружить с каждым, кто приезжает сюда с искренним интересом и открытым сердцем.

Село основано в 1704 г. человеком именно с таким именем – Саитбаба, о чем свидетельствует шежере, или генеалогическая летопись, гордо вывешенная на всеобщее обозрение в сельском Доме культуры.

Своими родословными, как это и заведено у башкир, здесь дорожат особо. Представители двадцати саитбабинских родов ежегодно собираются на семейные праздники со всех концов республики. И вполне возможно, регулярность визитов на свою – зачастую уже историческую – родину определяется не только ностальгией, но и тем, что в Саитбабе праздновать умеют с башкирским размахом: дружно и весело!

Талантливы во всем

Складывается ощущение, что в этом селе рождаются исключительно талантливые мастера любого дела. В основном живут саитбабинцы растениеводством и животноводством. Например, разводят лошадей и изготавливают кумыс. Почти все сельчане держат пчел. Ведь башкиры испокон веку занимаются бортничеством и пчеловодством. К слову, реализовав собранный за год мед, трудолюбивая семья может приобрести не самый дорогой, но новый автомобиль. Саитбабинские плотники во всей округе нарасхват, а их работа – образец профессионализма. Но, главное, здесь удивительным образом сберегли народные ремесла: ткачество, резьбу по дереву, изготовление юрт и мебели, народных музыкальных инструментов.

– Представляете, наша деревня – самая большая башкирская деревня не только в Башкирии, но и в мире! – Гордо начинает свою экскурсию Фания Акрамовна Файззулина – директор краеведческого и этнографического музея села Саитбаба и по совместительству – преподаватель родной культуры в местной средней школе, а также поэтесса и певица. – Музей мы открыли в 1996 году. Экспонаты собирали все вместе: ученики, их родители и учителя. Сначала он размещался в школе. А к трехсотлетнему юбилею села в 2004‑м музей перевели в новое здание Дома культуры.

Экспозиция для сельского музея довольно объемная и представляет значительную часть творческих возможностей саитбабинцев. Какие-то экспонаты – старинные, бережно сохраненные поколениями сельчан. А что-то – рукоделие уже наших современниц. И каждый предмет трогательно подписан: что такое, кем подарен и чем примечателен даритель. Вот нарядный фартук от фельдшера Зайдуны Валеевны Шамситовой. А этот нагрудник – тушелдерек хакал – подарила Зубаржат Газизова. Она сама его расшивала монетами, бисером и стеклярусом. Когда-то женщины надевали тушелдерек, родив первого ребенка, и снимали его уже глубокими старухами.

Добро пожаловать!

Погружают в традиционное башкирское наследие в Саитбабе с малых лет. При историко-культурном центре – этот статус село получило в 2003 году – работают всевозможные кружки: по вязанию, изготовлению войлока, резьбе по дереву, краеведческий, танцевальный, драматический, фольклорный, по обучению игре на гармони, секция по национальной борьбе курэш – в Саитбабе даже проводят турниры "Сайетбаба батыры". А летом село принимает ребятишек со всей страны. Детский краеведческий лагерь дает возможность почувствовать себя настоящими башкирами: попить свежий кумыс, выучить народные песни, овладеть игрой на курае или кубызе, наконец, пожить в юрте.

Кстати, юртами как походными жилищами саитбабинцы пользуются и по сей день. Отправляются всей семьей на летовку, пасут скот и берут с собой не палатки, а юрту! Двум-трем поколениям обычно служит этот разборный войлочный домик.

В саитбабинской средней школе не просто проходят родной башкирский язык. Школяров всерьез учат слагать кубаиры (особый жанр коротких стихов из рифмованных 7-сложных строк. – Прим. ред.), писать статьи и заметки о жизни родного села, сочинять сказки и высказывать сокровенное в прозе. Кроме того, вся сельская школа – музыкальная! Особая гордость – ансамбль кураистов. Ребята, как и взрослые односельчане, не раз выступали на официальных республиканских торжествах в Уфе. Примечательно, что играют юные кураисты на инструментах, сделанных руками их педагога. Илгам Байбулдин – из знаменитой саитбабинской семьи – потомственный педагог, музыкант и мастер. Владеет практически всеми видами башкирского музыкального творчества, собирает народные песни округи и сам сочиняет музыку. Его сестра Альфия преподает детям английский язык и руководит учительской хоровой капеллой. А как она сама поет! Сердце замирает, когда слышишь в ее исполнении старинную песню о реке Мендим.

– Эту песню пела и моя бабушка, – улыбается голосистая красавица. – А петь о родных местах особенно приятно. В детстве мы на этой речке летом целые дни проводили. Бегали по песку, купались.

Кодекс башкира

Говорят, чтобы быть настоящим башкиром, ты должен не только построить дом и посадить дерево после рождения сына, но и знать легенды и песни своего народа и даже владеть астрологией. Мне не удалось выяснить, все ли саитбабинцы понимают язык звезд, но в остальном они точно – достойнейшие из башкир. К слову, особое внимание на родную культуру в Саитбабе обратили сравнительно недавно – в середине 90-х. Но за полтора десятка лет саитбабинский размах в деле возрождения традиций стал поистине колоссальным! И если вас заинтересовало это башкирское чудо, то можете не дожидаться особого повода. Каждую пятницу в Саитбабе обязательно проходит праздник – йома (в переводе с башкирского "пятница"). Направляйтесь прямиком в Дом культуры. Там большой концерт дают лучшие творческие силы Саитбабы – то есть на сцене вы практически все село и увидите.