28 января 1820 г. русская экспедиция под руководством капитана 2 ранга Фаддея Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева на парусных кораблях-шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В двухлетнем походе участвовало 200 "русских" моряков разных национальностей. Результатом экспедиции стал вклад в мировую историю географических открытий, который послужил стартом нового этапа развития многих отраслей науки.
Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева справедливо считается одной из самых важных и трудных антарктических экспедиций. Ею было пройдено в общей сложности 4 тыс. 972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедицией была сделана масса интересных и ценных астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.
Те, кого зовут паруса
Покорение неизведанных просторов нашей земли – это сфера, объединяющая людей, рожденных для риска и восторга. В этом сословии нет национальных границ, потому что даль, зовущая к открытиям, сама отбирает достойных этого дерзкого пути.
Ярким примером этого служит сам Фаддей Беллинсгаузен. Полные его ФИО - Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллингсгаузен. По рождению он - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. Однако в историю вошел как русский мореплаватель.
Следующий знаменитый покоритель морских просторов – Отто Шмидт (1891-1956 гг.). Отто Юльевич родился в Могилеве. Его предками по отцовской линии были немцы-колонисты, поселившиеся в XVIII веке в Лифляндии, а по материнской – латыши. В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе "Георгий Седов" к Земле Франца-Иосифа. В 1933-1934 годах — руководил походом на пароходе "Челюскин" по Северному морскому пути. В 1937 году Шмидт организовал создание первой дрейфующей станции "Северный полюс". Всей своей жизнью он заслужил звания одного из самых известных советских исследователей Арктики.
Внимания заслуживают и менее известные люди, которые внесли уникальный вклад как в открытие, так и в охрану океанских просторов. К ним в полной мере относится капитан I ранга Военно-Морского флота СССР грузин Георгий Жвания (1880 – 1956 гг.), уроженец села Теклати Кутаисской губернии. Георгий Сильвестрович участвовал в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах. Участник Ледового похода Балтийского флота, был командиром яхт "Штандарт" и "Зарница", спасательного судна "Волхов", гидрографических судов "Самоед" и "Бакан". Будучи в должности начальника гидрографической части Кронштадтского штаба Краснознаменного Балтийского флота, активно участвовал в становлении советской военно-морской картографии.
На белорусской земле, в городе Горки Могилевской губернии, родился Иван Александрович Ман (1903 - 1982 гг.), советский капитан дальнего плавания. В 1955 году дизель-электроход "Обь", капитаном которого был Ман, стал флагманом первой комплексной антарктической экспедиции. Впоследствии Иван Александрович еще трижды водил "Обь" до берегов Антарктиды, доставляя грузы на советские научно-исследовательские станции. В 1957-1958 годах совершил 310-дневное кругосветное плавание с научной экспедицией на борту "Оби". Впоследствии командовал рядом судов в антарктических рейсах, чем и заслужил звание почетного полярника.
Защита во имя мира
Легендарным капитаном дальнего плавания стал уроженец Сухуми абхаз Анатолий Алексеевич Качарава (1910 – 1982 гг.). Его имя еще при жизни стало символом высочайшего морского профессионализма. Главный бой в своей жизни он принял в ледяных водах Карского моря на севере во время Второй мировой войны. В 1942 году советский ледокол-пароход "Александр Сибиряков" под командованием Качаравы вступил в неравный бой с германским тяжелым крейсером "Адмирал Шеер". Расстрелянный в упор, но не покоренный советский ледокол ушел на дно. Командующий в те годы Северным флотом адмирал Арсений Головко и начальник Главсевморпути Иван Папанин благодаря Анатолию Качарава спасли в те лихие времена немало советских кораблей. В честь команды ледокола пролив в Карском море к северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев. Имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби.
А вот героем подводных глубин стал одессит Александр Маринеско (1913 – 1963 гг.), сын румынского рабочего и херсонской крестьянки. Он был командиром подводной лодки С-13 Краснознаменного Балтийского флота. Александр Иванович вошел в историю тем, что 30 января 1945 г. С-13 атаковала и отправила на дно корабль военного флота Германии "Вильгельм Густлофф", на котором находилось 10 582 немцев. Впоследствии советская печать потопление "Вильгельма Густлоффа" назвала "атакой века", а Маринеско — "подводником № 1". В 1990 году Александру Ивановичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза указом Президента СССР Михаила Горбачева.
Не только мужчины…
Для полной картины необходимо добавить, что большой вклад в охрану морских просторов внесли и женщины! Есть две первых легендарных "капитанши" дальнего плавания. Русская Анна Ивановна Щетинина (1908 – 1999 гг.) в Дальневосточном пароходстве. В 2006 г. именем Щетининой назван мыс побережья Амурского залива в Японском море. А гордостью Черноморского пароходства стала еврейка Берта Яковлевна Рапопорт (1908 - 1967 гг.)
В наше мирное время их преемницей по праву можно назвать первую в Мурманском пароходстве женщину – арктического капитана Людмилу Тибряеву, которая в числе первых провела из Европы в Японию Североморским путем ледокольно-транспортное судно "Тикси". За своей мечтой 19-летняя Людмила в 60-е годы приехала из Казахстана в Мурманск. Теперь Людмила Анатольевна - член Ассоциации капитанов, в которую входят лучшие мореходы страны.
Вот такая вот многонациональная русская флотилия!
Тэги