"Казачья азбука" пишется шашкой эксклюзив

Рейтинг: 0
(Голосов: 0)
You Rated: Not rated
"Казачья азбука" пишется шашкой

Казачество – традиционная и консервативная среда. Однако, ее представляют живые люди, и время от времени их взгляды порождают нечто новое, непонятное на первый взгляд. Например, на Ставрополье придумали "казачью азбуку", в которой определенные движения шашкой означают буквы алфавита. Наталья Гребенькова встретилась с автором и попыталась понять, как и зачем это делается. 

Потомственный терский казак Александр Печников родился и вырос в станице Ищерской Чеченской Республики, в семье, сохранившей традиции терцев-старообрядцев. В последние годы проживает в Ставрополе. Три года был атаманом реестрового городского общества краевого центра. За это время в Ставрополе открылось 14 казачьих кадетских классов в пяти школах города, а казаки и казачки общины устраивали забавные праздники для его жителей: масленицу, народные гуляния, традиционные игры.

Александр увлекается мировой историей денег от натурального обмена до криптовалют, музыкой и казачьим фольклором: в семье Печниковых знают и поют много песен, играют на разных инструментах. У него есть жена и трое детей. И он придумал "казачью азбуку" с помощью холодного оружия - шашки. Чтобы разобраться, нужен короткий экскурс в прошлое. 

Шашка может и соединять

Вспомните, вы наверняка видели казаков на массовых праздниках - мужчин, детей, и даже женщин, вращающих шашками. Это действо, как и рубка пластиковых бутылок с водой, уже неотъемлемая часть образа современного казачества. А между тем, это стало модным увлечением относительно недавно – с 2000-х годов.

Казаки 90-х чаще собирались на площадях, проводили построения, маршировали, и все это было связано с неким посланием государству о желании возродить дореволюционный институт служивого сословия. Однако, государственная политика не смогла его эффективно воссоздать в современных условиях, и в казачьем движении России наступила реакция: колоссально возрос интерес к народному бытованию.

Отдельные казаки и целые сообщества начали заявлять о своей "природности" и дистанцироваться от официально "разрешенных" реестру занятий в виде уличных патрулей и размытой, так и не состоявшейся на практике "государственной службы казачества".

Интерес к этнике, атрибутам многовековой казачьей жизни, поднял массовое увлечение традиционным оружием – шашкой. Сейчас шашка, разумеется, неприменима в той же мере, как хотя бы столетие назад. Однако народная инициатива снизу, как ручей, проложила дорогу новому формату и привела к сосредоточенности на максимальном сохранении традиции и ее адаптации к нашей жизни. Но все это происходило стихийно, чему в немалой степени способствовали интернет форумы, youtube.

казачья азбука

К примеру, одним из самых успешных начинаний, завоевавших право на собственный взгляд, стала Федерация рубки шашкой "Казарла". Она приобрела всероссийский масштаб, проводит по всей стране этнические игры и соревнования, разработала правила, сформировала экспертный состав и судейство, имеет тысячи сторонников и последователей. Слагаемые ее успеха – зрелищность, красота, а главное принцип, что рубка – для всех, независимо от того, в реестре ты или нет. Так, в одном общественном движении, построенном на этнической общности и любви к казачьей шашке, было легко сведено к нулю искусственное разделение казаков на "правильных" и "неправильных". 

Танец с клинком

В области фланкировки такого яркого примера привести нельзя. Она все еще остается свободной нишей, где каждый делает что хочет. Стоит сказать, что как таковой "фланкировки" вообще-то исторически не существовало. С детства казачонок рос в станице и учился управляться с холодным оружием, так же, как и с конем – от отца и деда. Детей сызмальства учили держать шашку, так сказать, "ставили руку". Никто тогда этому не придавал специального значения, не вел занятий. Тенденция все упорядочить и систематизировать появилась оттого, что многое забыто, а навыки утрачены. Кто готов сказать: было вот так и не иначе?

На казачьих форумах можно найти много сторонников и противников фланкировки, но кратко суть сводится к тому, что это просто такой красивый танец с оружием, зрелищный "новодел", мало пригодный для развития собственно навыков боя, и даже вредящий им!

Между тем, популярность фланкировки растет, и многие считают ее отличным способом привлечения общественного внимания к казачьей истории и культуре.

Александр Печников тоже считает это главным плюсом. Интересоваться фланкировкой он начал в годы пика ее популярности в сети, куда только ленивый не выкладывал ролики со своим мастерством.

 - В 2008 году в Ставропольском городском казачьем обществе появился коллектив "Степняки", - вспоминает Печников. - Он не был ориентирован на фольклор, песни и танцы. Идея была в освоении тонкостей владения шашкой. Собрал нас, 7-8 молодых ребят, казак Андрей Тыльчак, он первым начал интересоваться и "заразил" остальных. Мы горели желанием глубоко познать технику владения традиционным казачьим оружием. Как это происходит у любителей японской катаны, например. Стремились дойти до некоего уровня мастерства.

 

Кто в лес, кто по дрова

Но как определить этот уровень никто из "степняков" толком не представлял. Занимались как в клубе по интересам, искали любую информацию в интернете и исторической литературе. Подсматривали элементы в фильмах, телесериале "Баязет" (снят по роману Валентина Пикуля о периоде Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., вышел на экраны в 2003 году), в хореографии казачьих ансамблей. В какой-то момент начали ездить с выступлениями по ставропольским станицам, региону Кавказских минеральных вод, в Ставрополе показывали удаль на праздничных программах в Дни города. Готовили под это дело авторские выступления.

- Тогда все только начиналось, так сказать, "входило в моду". Причем, в крае таких коллективов как наш мы не встречали, и чувствовали себя первопроходцами, новаторами. Хотели даже привлечь реконструкторов и сделать какие-нибудь крупные баталии, - смеется Александр.

Потом Печникова избрали атаманом. Создавались казачьи кадетские классы, преподавателями туда шли работать активные молодые казаки. Они проходили профессиональную педагогическую переподготовку для того, чтобы иметь право работать в школе, писали авторские программы для так называемого "казачьего компонента" в образовательном процессе – дополнительных факультативов для желающих детей. Не было никакой повальной принудиловки. Печников тоже вел занятия, как раз по фланкировке. И столкнулся с тем, что для многих элементов отсутствуют названия. Самым распространенным словечком из казачьего сегмента интернета, означающим один из элементов, было "черт". В остальном опять – кто в лес, кто по дрова, чего только нет! И как объяснять детям? "Степняки" придумывали свои варианты названий, и сами же стеснялись их. Все они получались какие-то корявые, без логики.

казачья азбука 

Осенило в огороде

Казак придумывал разные упражнения, чтобы лучше чувствовать шашку, а однажды просто привязал к концу клинка ручку и начал писать буквы. Только лишь для того, чтобы отточить навык управление всей длиной оружия.

- Вешал на дверь сарая бумагу и писал. Выводил буквы на земле концом шашки. И вдруг пришла мысль: давать названия элементам по буквам и выполнять упражнения, которые составляют слова. Это произошло примерно в 2015 году, - вспоминает Печников.

Тогда же он решил: надо начинать дело с молитвы. Получилось только два слова "Отче" и "наш", элементов не хватило, хоть и вышло гладко, красиво, с плавными переходами. Но Печников понял, что алфавит не собран. В поисках новых движений шашкой мониторил интернет, смотрел образовательные программы соседей-кубанцев, но не находил ничего нового.

Всего нужно было 33 элемента, а реально существовало около 15, которые включали все базовые – вращения, восьмерки, перехваты и броски. Думал добавить бросков, но тогда увеличивалась сложность, и выполнение стало бы менее доступно человеку без навыков.

казачья азбукаКак-то раз тренировались в огороде со старшим сыном, и появилась идея: можно назвать по-разному один и тот же элемент в трех разных плоскостях - справа, слева и спереди. Хватило на русский алфавит, и еще остался запас. Теперь Александр хочет собрать церковнославянский алфавит, в котором 42 буквы.

Благословили псалмы

Но казак понимает, что на любое действие, касающиеся веры, нужно церковное благословение.

- В сущности буква есть буква, хоть шариковой ручкой на бумаге написана, хоть шашкой в воздухе, - рассуждает Печников. - И написать можно все, что угодно, но лучше ведь молитву. Как начнешь, так и пойдет дальше. В нашей семье мы стараемся это прививать детям, и я подумал: если занятия с шашкой помогут в воспитании – будет только лучше.

Когда Печников бывает в Москве, он старается обязательно зайти на старообрядческую Рогожскую слободу. Сам Александр – старообрядец, но он вместе с семьей посещает православные службы, когда поблизости нет старообрядческого храма.

Священник на Рогожской слободе выслушал казака и разрешение творить молитву шашкой не дал. Но благословил делать псалмы.

Показалось, что с помощью клинка можно передать информацию, как в азбуке Морзе. Но Александр объяснил несколько иначе:

- Больше похоже на сигнальную систему военно-морского флота с помощью флагов. Или на принцип символов в языке глухонемых людей. Но ты пойми, когда я делаю по буквам шашкой псалом, это интересное ощущение. Происходит как бы молитва всем телом, такая сверхконцентрация. Вообще казаки, которые занимаются фланкировкой, никогда не соединяют между собой неудобные элементы, там на первом месте красота движений, плавность. А тут в слове может произойти неудобное соединение. И ты ищешь возможности своего тела, как сделать это гладко и связно.

казачья азбука

Польза – в простоте

И все-таки, что полезного в "казачьей азбуке" и во фланкировке шашкой в целом по мнению Александра? Печников говорит о пользе в общефизическом смысле: занятия с клинком укрепляют связочный аппарат, мышцы, развивают пространственное мышление. Судит он по своим личным ощущениям, а в планах хотел бы получить заключение специалистов - физиотерапевтов, инструкторов по ЛФК.

Выделяет казак и пользу интеллектуальную: например, шашкой можно писать словарные слова. Это уже практикует младший сын Печниковых, школьник Архип. Автор азбуки рассуждает:

- Я слушаю лекции известного психолингвиста Татьяны Черниговской о мозге, и думаю, что занятия шашкой также могут стимулировать увеличение нейронных связей. Опять же, кинетическая память. Это неожиданное применение "казачьей азбуки" - сочетание физической активности и русского языка. А много есть примеров обучения языкам с помощью двигательного интерактива?

В своей азбуке, как и в целом во фланкировке, Александр видит пользу в закреплении за шашкой еще одной из неожиданных областей, где она может быть полезна в современной жизни. Он поэтому так и назвал алфавит – "казачья азбука", а не "фланкировочная гимнастика".

И если все-таки исполнение псалмов будет понято православной церковью, приживется, то, по мнению автора, послужит и укреплению христианства.

Однако, Александр не заявляет о некоей миссии своей идеи, ибо прекрасно понимает: его задумка может показаться странной даже для людей из казачьего мира, не говоря уже о совсем далеких от темы. Он не хотел бы, чтобы к его идее искусственно пришивались смыслы, которых он изначально не вкладывал. Для "казачьей азбуки" не нужны ни заумные трактовки, ни специальное снаряжение. Вышел в огород - осознанно позанимался с молитвой, укрепил здоровье, выучил словарные слова или стихи Пушкина. И в этой простоте еще один большой плюс.

казачья азбука

 

Фото – из личного архива Александра Печникова, а также из архива Ставропольского городского казачьего общества.

Тэги