Мосгорсуд по требованию Минюста РФ ликвидировал Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦС КМНС). Информация в СМИ об этом появилась 6 ноября.
По мнению юристов, причины стандартные, на основании которых ежегодно прекращают работу сотни НКО по всей стране: осуществление образовательной деятельности без соответствующей лицензии, устаревшие положения устава, отсутствие организации по юридическому адресу, недостоверные сведения о межрегиональном характере деятельности. Особо было отмечено, что центр с 2017 года игнорировал различные требования и запросы Минюста.
На следующий день председатель Центра Родион Суляндзига опубликовал открытое заявление, где назвал ситуацию "продолжением открытого давления на организацию и ее руководства за правозащитную деятельность по отстаиванию прав коренных малочисленных народов Севера". По его мнению, это "отбросило далеко назад веру коренных народов Севера на доступ к справедливому правосудию".
Центр планирует обжаловать решение суда. "Мы будем продолжать нашу работу по защите наиболее невидимых и уязвимых слоев нашего общества, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, последнего барьера для корпораций на пути эксплуатации ресурсов Арктики и Севера, и последних хранителей природного наследия России", — подчеркнул он и заявил, что ЦС КМНС — единственная организация коренных народов России, которая имеет специальный статус и аккредитацию при агентствах и структурах ООН.
Некоторые утверждения из открытого заявления Родиона Суляндзига вызвали резонанс среди лидеров коренных малочисленных народов России.
"[Это высказывание] не только не соответствует действительности, но и оскорбительно для таких организаций, как Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Ассоциация финно-угорских народов, Информационно-образовательная сеть коренных народов "Льыоравэтльан". Эти организации успешно работали на международных площадках и были аккредитованы при ООН задолго до Центра содействия коренным малочисленным народам Севера. Так, АКМНССиДВ получила консультативный статус ЭКОСОС в 2001 году, МОО "Льыоравэтльан" - в 2007, а Центр Родиона Суляндзиги – только в 2014," — сказала руководитель "Информационно-образовательной сети коренных народов "Льыоравэтльан" Гульвайра Куценко в комментарии "НацАкценту".
Она добавила, что наличие международного статуса не может быть "охранной грамотой, позволяющей нарушать законодательство". "Напротив, это налагает дополнительную ответственность на организацию в части предоставления полной и объективной информации. Отчетность должна быть не только функциональной в виде отчетов в ООН или в национальные надзорные органы, но и стратегической, т.е. перед теми народами, от лица которых организация выступает", — считает Куценко.
Она напомнила, что ранее брат Родиона Павел Суляндзига (признан иноагентом) покинул Россию, запросив политическое убежище в США. По ее мнению, представлять организации коренных народов могут только те, кто "является частью ежедневной жизни народа". "Уверена, что Родион Суляндзига намеренно не сдавал отчеты Центра в Минюст и не вносил изменения в Устав. Скорее всего, он также, как и его брат, готовится на ПМЖ в США. Просто ждал удобного случая и похоже, что он наступил", — заключила Куценко.
Президент Фонда защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России Александр Ламбин охарактеризовал слова Родиона Суляндзиги как попытку "замаскировать собственную халатность как результат гонений на правозащитную деятельность коренных народов". Он подчеркнул, что все организации РФ обязаны соблюдать правовые нормы.
"Если Центр содействия позиционирует себя в качестве правозащитной организации, выступающей за продвижение демократических реформ, он обязан в первую очередь озаботиться надлежащим предоставлением формальной отчетности, а не использовать коренные малочисленные народы в качестве щита для прикрытия собственных нарушений законодательства. Закон для всех один. Это и есть основополагающий принцип верховенства права", — заявил Ламбин.
Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Владимир Климов отметил, что минимум в последние четыре года его организация и ЦС КМНС "почти никак не пересекались".
"Я в движении больше 16 лет и могу сказать, что Родион в основном был нацелен на международную деятельность, а не на работу в регионах. Поэтому высказывания, что закрылась одна из ведущих организаций в сфере защиты прав КМНС — это очень громко сказано. Если коренным на местах задать вопрос — об этой организации мало кто слышал, — заявил он. — Мы с Родионом давно знакомы, и мы знаем, что он иногда на документы не особо не обращал внимания. Это не секрет. Не нужно тут искать никаких врагов в лице правительства или Минюста — это просто неудавшийся менеджмент. Нужно следить за своими документами. Есть общее законодательство, которое каждый должен выполнять".
Центр содействия коренным малочисленным народам Севера позиционировал себя как организацию, которая оказывала информационную, образовательную, правовую помощь представителям КМНС. В 2015 году Центр был признан "иностранным агентом", но организация отказалась от иностранного финансирования и в 2018 году была исключена из соответствующего реестра.
По данным Минюста России за 2018 год, из реестра исключены 17 300 НКО, в том числе по решению суда — 4 235 НКО. За 9 месяцев этого года исключено из реестра 11 754 некоммерческих организаций, из них 3 499 — по решению суда. При этом зарегистрировали в 2018 году 13 453 новых НКО, а за 9 месяцев 2019 года — 9 444. По оценке экспертов, сейчас в стране более 5 тысяч зарегистрированых и работающих этно-культурных НКО.
Фото: Новости Хабаровска.