Жизнь стремительно меняется: ежегодно в неё врываются новые технологии, новые понятия, новые слова. Сравнительно недавно в размеренной жизни этнических общественных организаций обосновались понятия "бренд" и "брендирование". А раз обосновались – значит надо этим пользоваться!
Узнаваемый бренд организации позволяет потребителю выделять её из множества других, тем самым привлекая в неё новых членов, участников, сторонников и партнеров. Другая сторона медали – причастные к успеху ощущают свою востребованность и работают еще лучше.
Необходимость "раскрутки" давно не вызывает сомнений, если на рынок выходит новый продукт питания или музыкальная группа. Но ведь и общественным организациям подходит тот же принцип.
В этом году Ассамблея народов России совместно с Ресурсным центром в сфере национальных отношений запустили проект "ЭтНик", задача которого разъяснить сотрудникам этнокультурных НКО зачем, собственно, нужно "раскручивать" свой бренд и как именно стоит это делать.
В течение весны в рамках проекта "ЭтНик" получить новые знания смогли этноактивисты из всех федеральных округов. Окружные семинары прошли в Красноярске (для Сибирского федерального округа), Хабаровске (для Дальневосточного), в Москве (для Центрального и Северо-Западного округов), в Самаре (для Приволжского и Уральского), в Ростове-на-Дону (для Южного и Северо-Кавказского).
На семинарах подробно объясняли сегментацию целевых аудиторий, закономерности и последствия брендирования для этнокультурных организаций, рассматривали ключевые элементы бренда.
Обязательная и самая интересная часть семинара - работа в проектных группах, где на практике участники разбирали инструменты измерения социального воздействия проекта, целеполагание, разработку ключевого сообщения, работу со средствами массовой информации.
"НацАкцент" попросил экспертов проекта и участников семинаров поделится своими впечатлениями и рассказать, какие именно проблемы выявил проект.
"Наши некоммерческие организации практически не влияют на всех прочих граждан, они мало известны и малоинтересны населению края. Очевидно, что необходимо объединение усилий общественности для достижения максимальной информированности о деятельности некоммерческого сектора, формирования доверия к нему, повышения социального престижа общественной добровольной деятельности".
Эксперт в сфере поддержки и развития некоммерческих организаций Татьяна Сейфи (Хабаровск).
"Создать из своей организации бренд - это значит найти своему делу общественную поддержку, привлечь лучших партнёров и сотрудников, открыть новые направления и получить финансирование. Всё это очень важно для организаций, соединяющих национальности и культуры, знакомящих с традициями разных народов и создающих пространство дружбы и сотрудничества".
Эксперт в области брендирования и PR Игорь Цыкунов.
"Любой системой всегда управляет активно движущийся элемент, поэтому важна внутренняя позиция НКО: либо они берут на себя управление ситуацией, либо бегут за уходящим поездом. Либо сами формируют о себе информацию, либо информация будет сформирована без их участия, поэтому важно, чтобы представители НКО максимально широко информировали аудиторию о том, что они сделали, с какими целями, как это поможет людям.
Чтобы не возникало никаких мифов, необходима также максимальная отчетность. Погоня за грантами не приводит к устойчивости положения. Логичнее ориентироваться на людей: чем больше людей будут знать об общественной организации, тем более устойчивой будет ее позиция, в том числе и финансовая".
Директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, креативный директор Центра рекламных исследований Grand Prix Владимир Вайнер.
"ЭтНик", пожалуй, первый семинар, который был посвящен именно работе национальных организаций. Трехдневный разговор о создании брендов, позиционировании общин был небанальным, серьезным и практикоориентированным.
Некоторые афористично сформулированные советы экспертов стали для меня своеобразными девизами в работе. И еще одно внутреннее ощущение, которое укрепил в моем сознании самарский семинар: можно продумать все элементы фирменного стиля, можно заслужить доверие аудитории, можно все... Но преобразующий элемент бренда, несомненно, - кураж. Поэтому давайте пожелаем друг другу куража! В дальнейшей реализации проекта "ЭтНик" и в развитии наших региональных проектов!"
Ирина Вейсман, руководитель Общественной организации "Местная еврейская национально-культурная автономия города Саратова.
"За несколько дней интенсивных тренингов нас научили тонкостям коммуникации с целевой аудиторией. Спикеры помогли разобраться с миссией организации. А также определять цель проекта. Отличные (друг от друга) люди общались на уровне общечеловеческих ценностей. Нам ещё многому предстоит научиться. Впереди - создание брендов проектов, выбор каналов связи с теми, кто разделяет наши ценности и многое другое. Разделять надо ценности, а не людей".
Елена Машетова, Руководитель Ресурсного центра в сфере национальных отношений "Единство российской нации" Тверского регионального отделения Ассамблеи народов России:
"Во время презентации своего проекта получили отзывы и замечания, здоровую критику, которая поможет улучшить проект и даст положительный опыт для создания последующих. Теперь понимаем, в какую сторону нужно двигаться".
Ибрагим Рамазанов, представитель Дагестанской региональной общественной организации татарской национальной культуры "Туган Тел".
Очные встречи – только одна из частей проекта. Впереди индивидуальная работа: участие в вебинарах и выполнение персональных заданий. Лучшие из 700 слушателей программы получат возможность презентовать свои проекты на финальной Всероссийской конференции "Устойчивое развитие этнокультурного сектора" в конце года.
Проект "Всероссийская программа по развитию этнокультурных СО НКО - "ЭтНик" осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов. В команде экспертов: директор Ресурсного центра в сфере национальных отношений Евгения Михалева, председатель Молодёжной ассамблеи народов России "МЫ — РОССИЯНЕ" Дина Громатикополо, директор по маркетингу медиахолдинга "Губерния" Илья Любицкий, заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России, координатор школы активизации гражданственности "ШАГ" Ирина Галанова, креативный директор международного фестиваля социальной рекламы и коммуникаций LIME, сооснователь фестиваля и проекта Melnica Space Сергей Долгов и другие.
Информационную поддержку проекту оказывает Гильдия межэтнической журналистики.
Тэги